Светлана Плотникова
Семинар-практикум «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов;
- способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.
Публикация «Семинар-практикум „Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
слайд 1. Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент - Экзюпери.
В настоящее время социально - коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, взрослые все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
слайд 2
ФГОС ДО говорит о том, что развитие личности ребенка в дошкольном детстве должно быть гармоничным и охватывать следующие направления развития:
1. Социально-коммуникативное развитие,
2. познавательное развитие,
3. речевое развитие,
4. художественно-эстетическое развитие,
5. физическое развитие.
Задание: Предлагаю Вам выбрать задачи, напечатанные заранее и распределить их по направлениям.
-обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;
-конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
-воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
-закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
-развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
-продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, печали, удивления, страха;
-учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
-Формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;
-Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, -удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать умения правильно выражать свои чувства, эмоции, желания.
-Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
-Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы заместители
-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
-В индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
-Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия.
-способствовать формированию чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду.
-Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе.
-расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).
-Создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
-Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, поливать их.
-Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
-Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
-Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения при пожаре.
-Уточнять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга и знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
-Закреплять умение выделять цвет, форму, величину и фиксировать его в речи.
-Формировать представление о порядковом счет., отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?»,
-Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта).
-Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.
-Развивать представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение сон, солнце и воздух).
-Учить перестраиваться на месте и во время движения.
-Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм.
-продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская росписи).
слайд 3 . В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
• Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
• Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задание: Посмотрите теперь те задачи, которые Вы распределили и по направлениям и еще раз подумайте, может быть какие то из них необходимо перенести в другую область.
4 слайд. Социально – коммуникативное развитие на этапе завершения дошкольного образования нашло свое отражение в целевых ориентирах:
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
• Ребенок должен обладать волевыми усилиями, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
слайд 5
Работу по социально - коммуникативному развитию условно можно подразделить на 4 блока, которые включают в себя:
• игры, направленные на сближение детей друг с другом;
• игры для развития эмоций;
• игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;
• игры на развитие коммуникативных навыков.
Также в работе используются:
• чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
• нравственно - этические беседы.
Задание для подготовки к педсовету :
Подготовить и провести открытые показы организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей группы.