Надежда Корнева
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Анализ научной литературы и передового педагогического опыта убеждает в необходимости оказать ребенку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир взрослых людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Решая задачи социально-коммуникативного развития, педагоги нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии. Особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что детей с ограниченными возможностями здоровья становится с каждым годом больше.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Именно поэтому таким детям должен предлагаться индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий их постепенное включение в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
В связи с этим педагоги инициировали работу пилотной площадки по теме «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
Характерными особенностями таких детей являются :
- слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
неготовность развернуть совместную игру в соответствии с замыслом без помощи взрослого;
гиперактивность, импульсивность, а также повышение уровня тревоги и агрессии;
эмоциональная нестабильностью в построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются, неустойчивостью. Своеобразие детей с ОВЗ заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения.
Констатирующий этап работы предполагал проведение диагностики социально-коммуникативного развития, результаты которой показали, что у детей с ОВЗ на низком уровне были следующие показатели:
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
2. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
3. Формирование основ безопасности.
Полученные результаты позволили отобрать следующие направления в работе по социально-коммуникативному развитию детей в ОВЗ :
1. Игра. Для социализации любого дошкольника, а тем более детей с ОВЗ, огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взаимоотношений общественной жизни. Благодаря играм ребёнок входит в мир взрослых, присваивает духовные ценности, а также предшествующий социальный опыт. Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которых дети получают первые уроки коллективного мышления, имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, общаться со сверстниками. В коллективной игре разносторонне проявляются индивидуальные особенности, уровень знаний и умений каждого ребёнка. Это даёт возможность своевременно оказывать детям необходимую помощь, заинтересовывать их постепенным усложнением. В каждом детском саду есть дети, которые совсем не принимают участие в коллективной игре или включаются в неё на короткое время, предпочитая индивидуальные игры. Одни дети в группе проявляют активность в выборе игры, другие не отличаются общительностью, третьи - застенчивы, робки. У детей с ОВЗ потребность в игре возникает гораздо позже, чем у детей с нормой. Дети с ОВЗ играют в ходе образовательной деятельности, используя дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их учебное значение. Наиболее ярким признаком таких детей, исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. А в процессе включения ребёнка в дидактическую игру он незаметно преодолевает эти ограничения. Вот поэтому, особое место в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ занимает дидактическая игра, позволяющая им более полно реализовать себя, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта. К тому же дети с ОВЗ значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Дидактическая игра позволяет преодолеть и эту проблему, так как определённые представления ребёнок получает и закрепляет с помощью наглядного материала - картинок, игрушек и др.
2. Безопасное поведение в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через : организованную деятельность детей – НОД, совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, свободную самостоятельность детей.
3. Трудовое воспитание. Социально-бытовая ориентировка детей с ОВЗ существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием. Формирование личности ребенка с ОВЗ возможно лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с ОВЗ последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил элементарные трудовые действия по самообслуживанию (в каком порядке нужно одеваться и раздеваться, как застегивать и расстегивать пуговицы, а также зашнуровывать ботинки и т. п.). Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений.
Направленное трудовое развитие и развитие социально-бытовой компетентности детей в условиях детского сада осуществляем в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий в образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром.
Осуществляя работу по данным направлениям, мы использовали такие методы работы как : беседы, игры, создание воспитывающих ситуаций (проблемных, ситуаций-иллюстраций, обращенных к личному опыту ребенка, сочинение сказки, а также организационные формы: викторины, КВНы, веселые зарядки, ролевую гимнастику.
Результаты, полученные за год работы, показали положительную динамику в социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ.
Полученные результаты были подтверждены в беседах с родителями, которые заметили, что их дети изменились: стали более открытыми, активными, легко вступают в контакт со взрослыми и детьми, с желанием участвуют в образовательной деятельности, играют дома в те игры, которые им показали в детском саду.
Анализ проведённой работы показал, что целенаправленное, систематическое и планомерное проведение коррекционно–развивающей работы способствует подготовке воспитанников с ОВЗ к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной адаптации и интеграции ребенка в социуме.