Вера Бражкина
Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Эмоциональные трудности мешают различной деятельности, препятствуют общению ребёнка с окружающими. Поэтому необходимо уделять особое внимание проведению работы по социально-коммуникативному развитию детей.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Согласно ФГОС, социально-коммуникативное развитие направлено на :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В социально-коммуникативное развитие входит три составляющих:
1. Социализация.
2. Безопасность.
3. Труд.
В средней группе «Социализация» решает следующие задачи:
-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям
-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.
-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.
Мероприятия, проводимые по данной теме: - беседы: "Наши добрые дела", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Вежливость в разговоре";
- чтение: В. Осеева "Волшебное слово", С Маршак "Урок вежливости", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?";
-дидактические игры и упражнения: "Вежливый ручеек", "У меня зазвонил телефон", "Кто кому уступит место», «Эмоции»;
-рассматривание картин и иллюстраций на тему "Хорошие и плохие поступки".
- организованная образовательная деятельность
- театрализация сказок, игры-инсценировки
- сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Семья, Дом», «Магазин», «Зоопарк» и т. д.
«Безопасность».
Задачи:
-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Мероприятия: - беседы: "Наш друг светофор", "Опасные предметы дома и на улице", "Осторожно гололед", "Нельзя разговаривать с незнакомцем", "Как вести себя в детском саду";
- дидактические игры: "Если возник пожар", "Опасные предметы", "Собери светофор", "Лучший пешеход", "Петух и лиса";
- чтение: "Сказка о глупом мышонке", С. Михалков "Светофор" и т. д. ;
- формирование элементарных правил поведения в природе; понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
«Труд»
Задачи:
-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).
-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Мероприятия:
- дежурства
- Общественно – полезный труд (убирать на место игрушки, ухаживать за комнатными растениями, самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой)
- Труд в природе.
- Беседы: "Научим Петрушку вести себя за столом", "Послушная ложка", "Мойте руки перед едой", "Подружка - расческа", "Мамы разные нужны, мамы разные важны".
- Дидактические игры: Кому что нужно для работы","Вырастим цветок для мамы", "Накроем стол для кукол".
- Чтение: К. Чуковский "Мойдодыр", А. Барто "Девочка чумазая", С. Михалков "Про девочку Юлю, которая плохо кушала".
Для достижения поставленных задач в совместной деятельности с детьми применяются, приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. К ним относятся:
- ритуалы и традиции группы, дня;
- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- читательский день или день любимой игрушки;
- условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому (воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия);
- символика группы (эмблема, гимн, флаг, отличающие её от других групп детского сада.
- социальные знаки (повязка у дежурного по столовой, по занятиям);
- игровые обучающие ситуации («Отмечаем опасные места в группе»);
- мониторинг успехов детей («Дерево хороших поступков»);
- участие в районных и городских акциях.
Также в социально-коммуникативном развитии детей участвуют и их родители. Для этого можно организовать:
Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
Вечера вопросов и ответов;
Родительские гостиные;
Тренинги по запросам родителей;
Клубы по интересам;
Родительские конференции;
Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
Творческие выставки и фотовыставки;
Тематические вечера и викторины;
Совместные досуги;
Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
Совместное создание мини-музеев.