Ирина Антонова
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.
В детском саду закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения с взрослыми и сверстниками). Осваивая это социальное пространство, ребенок (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к обществу, к жизни в целом, к будущему. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие ценности, нормы, установки, будет зависеть дальнейшее его движение, траектория социального развития. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его социально-коммуникативной сферы. В основном указанный дефицит сопряжен с проблемами развитии речи и эмоциональной регуляции.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Целью психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ является создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.
Среда, в нашем дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 23 «Ручеёк» куда попадает ребенок с ОВЗ не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная, в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности. В этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особенность» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.
Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ :
- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.);
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:
1 направление «Здравствуйте, это я!»
Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.
2 направление «Давайте жить дружно»
Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.
3 направление «Я, ты, он, она - вместе целая страна!»
Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов : общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.
4 направление «Мы вместе»
Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группах стали такие формы работы с родителями как совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.
Работа с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.
На первом этапе - индивидуальной коррекции - работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию.
Второй этап - групповая коррекция - направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию эмоционально-поведенческой сферы.
В связи реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в нашем детском саду включает использование таких форм работы как:
• Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисование, лепка) Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов. Пластилинография-используется нами при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы.
• Занятия с использованием терапевтической песочницы.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии.
Занятия с использованием игротерапии – могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.
Занятия с использованием ИКТ.
Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, детские песни.
В результате психологического сопровождения при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей, что подтверждается результатами итоговой диагностики.