Маргарита Тураева
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОНР в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей с ОНР в условиях ФГОС ДО,
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС. Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных навыков у ребенка. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого. Планирование и успех коррекционной педагогической работы во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда и воспитателей. Каждый решая свою задачу принимает участие в формировании и закреплении речевых навыков у детей. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями речи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Социально-коммуникативное развитие это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОНР в условиях ФГОС » размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. творческой деятельности детей этого возраста. Создание условий для развития социально-коммуникативной деятельности включает в себя систему социальных отношений через развитие игровой деятельности детей, развитие навыков речевого взаимодействия со свертниами и взрослыми, сотрудничество, работу в команде,способность принимать собственные решения,саморегулирование. Установлено, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.
Определены специфические трудности сдерживающие развитие общения у детей с ОНР :
- несформированность возрастных форм общения, а также общая неразвитость структурных компонентов общения у детей с ОНР;
- недостаточное внимание со стороны родителей к специальному формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Основными направлениями совершенствования коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с ОНР по формированию социально-коммуникативных навыков являются :
- коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации.
- широкое использование театрализованных игр и специальных уп ражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков.
- активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми; (рекомендации и консультирование).
- специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
- выбор фонетического, грамматического и лексического материала с учётом коммуникативной потребности детей, их сферы общения и цели коррекционного обучения.
- специальные речевые упражнения, в процессе которых дети обучаются навыкам импровизации и композиции, что позволяет осуществить переход к спонтанной речи, когда необходимо отстоять своё мнение и выступить без подготовки на определённую тему.
- развитие словаря и связной речи и обучение детей диалогической речи. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослым, а потом и сверстниками. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи
В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга - они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх, сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения. Коммуникация - это для ребёнка не только умение говорить, разговаривать друг с другом. Это умение договариваться, умение слушать и слышать, что говорят тебе, это умение подбирать слова, которыми не обидишь сверстника, взрослого, знание правила этикета, которые делают взаимоотношения приятными. Ребёнок, который овладел основными правилами коммуникации, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе друзей, его ценят сверстники за умение дружно играть, трудиться, веселиться. В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занимать лидирующие позиции в будущем ребенка.