Куперина Ирина
Социальная адаптация детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
В норме дети проходят адаптацию в социальной среде во многом стихийно, благодаря семейным и общественным взаимодействиям. У детей с интеллектуальной недостаточностью, а особенно детей-сирот, процесс адаптации затруднен в связи с особенностями психической и личностной сферы, отсутствия жизненного опыта и примеров семейного взаимодействия
Темочки:
Эти дети не способны к самостоятельному анализу явлений окружающей действительности. Не могут, например, объективно оценить приближающуюся опасность. Поэтому с такими детьми постоянно проводятся беседы, напоминания. Повторяем, как и где надо себя вести. Часто у детей – сирот с интеллектуальной недостаточность, вырабатываютсянеадекватные формыреагирования на просьбы что либо сделать и закрепляется «иждивенческий» тип поведения. Например: Будет кричать, валяться и ждать когда его разденут.
Одной из важных задач, которую мы ставим перед собой - это освоение морально-этических норм поведения, а именно: снятие агрессивности, развития адекватного отношения к другим людям. Наши дети импульсивны, раздражительны. Их раздражает громкий крик, смех, любое вторжение в их личное пространство. Наиболее приемлемым способом противодействия агрессивному поведению детей с интеллектуальной недостаточностью является сказкотерапия. Куда помимо чтения и рассказывания сказок входят и показы настольных, кукольных и пальчиковых театров, игры-драматизации. В сказке доступными словами и в увлекательной форме мы можем рассказать об окружающей жизни, о людях и показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дети принимают на себя и переживают судьбу персонажа, его чувства, радости и горести.
Важная роль в развитии эмоциональной сферы принадлежит русским народным сказкам. Они первыми знакомят ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, учат добру и злу. Что не маловажно, они написаны простым языком, понятным нашим детям. Большое внимание уделяем драматизации. Лучше всего детям запоминаются интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Наши дети начинают поздно говорить или вообще не говорят, и им важно проиграть сказку. Только так они могут выразить свои эмоции.
В своей работе мы также используем психотерапевтические сказки, которые помогают мягко влиять на поведение ребенка. Алгоритм создания такой сказки прост. Подбираем героя сказки, близкого по полу и возрасту ребенка. Далее герой попадает в проблемную ситуацию и начинает искать выход, ему помогают персонажи и герои сказки, которые могут подтолкнуть его к правильному решению. Таким образом у ребенка появляется опыт решения данной проблемы.
Примеры сказок: «Кто не хочет чистить зубы»,
«Сказка о том, как одежда обиделась»,
«Сказка про медвежонка-невежу»,
«Сказка о грустной тарелочке» и др.
Сказки помогают освоению морально-этических норм поведения. Дети учатся помогать старшим и ухаживать за младшими, благодаря этому воспитываются положительные качества личности, формируются полезные привычки и эталоны поведения, снижается агрессивность.