Дарья Хмелева
Адаптация детей в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога. Предлагаются игры, сказки, беседы с родителями и консультации. Такие мероприятия могут быть полезны не только для первоклассников, но и для детей, которые готовятся пойти в школу.
Обобщение опыта
Тема:
Публикация «Адаптация детей в 1 классе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2018
Адаптация детей в 1 классе.
ГУО «СШ №73 г. Минска»
Воспитатель: 1категории
Хмелева Д. А.
Содержание.
1. Введение….3
2. Глава 1….6
3. Глава 2…11
4. Заключение…13
5. Приложение…. 14
6. Дополнение…. 25
Введение.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Дети пришли в школу: они готовы к ней или нет? Я работаю в 1 «Б» классе Средней школы № 73, где списочный состав 24 человека. Дети к школе готовы, кроме Антона Ш. и Софии П. Они самые младшие в классе.
Очень сложным для первоклассника является период адаптации
к школе, где социальная готовность играет немаловажную роль.
Социальная готовность к школе подразумевает потребность обще-
ния со сверстниками, умение подчинять свое поведения законам детс-
ких групп, брать на себя роль ученика, умение признавать свои ошибки
как результат своего труда, слушать и выслушивать учителя.
Большую роль в социальной адаптации играет коммуникативная инициатива – когда ребенок может организовывать свое общение с во-
спитателем или учителем, умение: задавать вопросы по существу, про-
сить о помощи или предлагать ее самому, уметь спокойно, без эмоций
выразить свое недовольство. Например: Полина В. Настя С. Может попросить о помощи, предложить ее другому.
Очень важно чтобы ребенок правильно относился к своим ошиб-
кам и неудачам, это во многом является определяющей для его учебной активности. Во время учебы не все всегда получается, что – то нужно сделать несколько раз, а на это нужно терпение.
Необходимым условием для успешного обучения в школе является
общение со сверстниками. Так как в процессе общения у ребенка раз-
вивается речь и мышление, он узнает что то новое для себя.
Когда ребенок готов к школе интеллектуально и мативационно, то-
гда адаптация к школе протекает легче.
Период адаптации обычно составляет 1-2 месяца. Работая, с детьми 1 класса я поняла, что в этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам отвлекаются на уроках, даже ведут себя развязано с учителями и воспитателями: дерзят, капризничают.
Другие дети скованны и робки, стараются держатся незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче,
замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую
испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением
образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым должен отвечать. Конечно, не у всех адаптация протекает с подобными отклонениями, но есть и первоклассники, у которых процесс сильно затягивается. У некоторых детей процесса адаптации на первом году обучения так и не происходит (это может протекать на фоне хорошей успеваемости). Такие дети очень и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения школьного невроза.
Чтобы определить, как помочь ребенку адаптироваться к школе, я
должна знать психологические особенности 6-7 летнего возраста.
С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом, меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности- учебная деятельность. Чтобы социально - психологическая адаптация прошла благополучно для шестилетних детей, чтобы произошел постепенный переход от игровой деятельности к учебной, проводится курс «Введение в школьную жизнь». Однако, игра остается предпочтительным видом деятельности у младших школьников.
В первый класс, в этом году пришли дети, имеющие интеллектуальный, культурный, образовательный уровень, то есть разные стартовые возможности.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создать
оптимальные условия для благополучной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации и профилактике возможных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития младших школь-
ников.
Таким образом, мною поставлены задачи:
1. Создание общего положительного отношения к школьной
жизни и деятельности.
2. Содействовать в процессе обучения расширению интеллек-
туальных запросов.
3. Развивать коммуникативные навыки общения и взаимодей-
ствия с учителем, воспитателем и со сверстниками.
4. Корректирования вместе с педагогами - психологами общих
психологических трудностей свойственным шестилетним
детям период обучения.
5. Использовать успехи в овладении учебной деятельностью как
средство самоутверждения ребенка.
6. Содействовать развитию воли, опираясь, прежде всего возмож-
ности игр с правилами.
Практическая значимость моей работы обусловлена тем, что ее данные могут быть использованы для воспитателей, которые работают с детьми первого класса.
Глава 1
Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
Первый этап моей работы – выявление детей, у которых адаптация про-
текает тяжело. Для того, чтобы выявить таких детей, педагог- психолог
в 1 классе проводит диагностику развития детей, имеющих трудности в адаптации.
Цель диагностики: - Определение существа возникшей проблемы и анализ причин, лежащий в ее основе;
- Создание максимальных комфортных условий пребывания ребенка в школе;
- Сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.
Диагностика делится на несколько этапов:
1. Подготовительный этап - Задача - Обеспечить всестороннюю поддержку ребенка в процессе его обучения, предоставить возможность выбора для родителей каждого ребенка среды воспитания и обучения.
Этот этап включает в себя взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя, психолога и др. с администрацией детского учереждения,
в ходе, которого с родителями моей группы заключается договор на реализацию представленной программы.
Далее я собираю сведения о состоянии здоровья ребенка из ме-
децинской карты, которые помогают проследить развитие ребенка от
рождения до настоящего времени. К таким показателям относятся: вес, рост, состояние моторики, слуха, зрения, общее состояние злоровья.
Сведения показали, что у Антон Ш, София П. часто болеют острыми расператорными инфекциями. По возрасту они самые младшие в классе. Это препятствует нормальному протеканию адаптации.
Существует тесная взаимосвязь между факторами социальной сре-
ды и успехами в учебе. Эти факторы были исследованы мной и учите-
лем. У Антона и Софии родители имеют высшее образо-
вание, благоприятные жилищные условия, создаются хорошие условия воспитания, что в дальнейшем способствует развитию хорошей адаптации у детей.
В завершении этого этапа проводится педагогом-психологом, учителем, воспитателем проработка информации и планировании деятельности специалистов.
2. Этап. Диагностическое исследование. Проводит педагог- психолог
в конце октября. Результаты исследования показали, что выявлена реакция тревожности и неуверенности в себе. София и Антон очень пассивны, редко поднимают руку, а если отвечают, то тихо, чувствуют себя скованно и неуверенно.
Исследования школьных навыков, письма,чтения,счета. По данным педагогической характеристики следует, что среди всех детей в классе самые низкие показатели техники чтения (до 20 слов)
- Пишут очень медленно, за учителем не успевают, могут пропустить букву или написать неправильно.
- Порядковый счет у Софии и Антона соответствует школьной прог-
рамме, но когда решают примеры, то ответы даются очень медленно и часто не правильно.
Исследования мотивационной и эмоционально - личностной сферы Анкетирование проводит учитель 1 класса. (см. Приложение№1) Анкету составляет педагог-психолог. По результатам анкетирования выяснилось, что мотивационно подготовлены к школе слабо. Эта одна из причин школьной тревожности. Они не понимают, зачем они пришли в школу, с какой целью. Детям больше нравится играть в игры, что они и пытаются делать на уроке.
Поскольку у слабых детей наблюдается реакция тревожности и неуверенности в себе значит, есть нарушения в эмоционально – личноличностной сфере. В первые дни, когда дети приходили в школу, плакал, подолгу не отпуская от себя родителей. Есть дети кот., наоборот, шли спокойно, но если родители вечером не забирали ее в обещенное ими время, девочка начинала плакать.
Позже дети стали играть вместе с одноклассниками, но при этом не могли определиться, с кем они будут играть. В отличие от других детей, у Антона и Софии в эмоциональной сфере преобладает чувство тревоги, обидчивости, огорчения, иногда страх, теряются при любом замечании.
3 - Этап коррекционно - развивающие занятия. Занятия проводит педагог – психолог. Они проводится в игровой форме и включают
себя методики, стимулирующие развитие детей как в познавательной сфере, так и взаимоотношений.
4. Этап – Повторная диагностика. Педагог - психолог проводит вместе с воспитателем анкетирование, беседы с родителями, наблюдение за Антоном и Софией.
5 Этап - итоговый. Предпологает консультирование педагогом- психологом воспитателя, учителя и родителей. Работа проводится паралельно с коррекционно – развивающими занятиями. Педагог – психолог проводит беседы с воспитателем и
учителем, вместе разрабатывает рекомендации по улучшению психологического климата, проводит поиск индивидуального подхода к ученику.
Проблемы адаптации.
1. Страхи первоклашек. Школьные страхи основная причина школьной тревожности и неуверенности. Очень важно ребенка психологически подготовить к школе. Антон и София когда пришли в школу очень растерялись, ведь тут, новый коллектив,
новый учитель вовсе не знакомый, им пришлось общаться с новой груп-
пой детей. Подобное поведение – следствие стресса, вызванного необ-
ходимостью психологической перестройкой.
1. На уроке ребенок «не слышет учителя», не справляется с за-
данием, невнимателен и рассеян на уроке.
Причина первая. Антону и Софии тяжело слушать задания учителя, четко выполнять поставленную задачу.
Причина вторая. Недостаточно развито внимание. Антону и Софии
тяжело сосредоточиться и концентрироваться, быстро переключаться с одного занятия на другое.
Распорядок дня в школьном учереждении.
Я с детьми выхожу гулять на улицу, где провожу с ними подвижные игры. После прогулки на улице мы идем в группу обедать и
ложиться спать. Сон необходим для детей, так как он способствует восстановлению сил, затраченных на занятиях. Дети засыпают сразу.
Домашние задания в первом классе не задают.
Очень важно чтобы дети ложились спать в 9 часов вечера. Спать дети должны в сутки 10 – 12 часов.
Активный отдых.
София и Антон вместе с другими детьми посещают в саду бассейн, что укрепляет и закаляет организм, способствует укреплению здоровья, вырабатывает привычку вести здоровый образ жизни. Кроме этого я на
прогулке провожу подвижные игры, эстафеты, викторины, игры – путешествия. В детском учереждении проводятся музыкальные развлечения и утренники, где дети поют, рассказывают стихи, танцуют.
Дети очень любят ходить в театр, который приезжает в сад и показывает спектакли. Кроме того, в дошкольном учереждении организовываются спортивные праздники и досуги. Например, «В гости к нам пришел Нептун», «Сказочные эстафеты», «Масленица», досуг посвященный дню физкультурника. Для укрепления здоровья детей в детском учереждении проводятся дни здоровья. Например, «Будем здоровы, будем веселы».
О зрении.
Перед поступлением в школу все дети посещают окулиста. Данные о зрении я фиксирую в паспорте здоровья группы. Из – за сильной нагрузки зрение ребенка может падать. Для того чтобы это не случилось, я вместе с учителем, детей рассаживаю согласно рекомендациям врача. У Антона и Софии зрение в норме. Они могут сидеть на любой парте. Необходимым условием для сохранения хоро- шего зрения является освещение группы. Освещение парт и группы должно быть соответственно санитарно - гигиеническим нормам. Дома
стол должен стоять возле окна так, как свет должен падать слева для правшей и справа для левшей. Дети не более 20 минут в день должны
сидеть за компьютором и телевизором. Расстояние от монитора и телевизора должно быть не меньше 50-60 см.
Осанка.
Нужно следить за осанкой ребенка так, как это влияет на развитие здоровья всего организма. В классе у всех детей осанка в норме. Когда дети пишут или рисуют, я слежу за тем, чтобы они сидели ровно.
Глава 2
Второй этап моей работы – оказание помощи детям. Для того чтобы де-
тям было легко адаптироваться к школе, я проводила игры «Посвящение в первоклассники», игра «Море волнуется раз».(см. приложение№6) После проведения таких игр Антон Ш. и София П. стали более спокойнее и активнее проявлять себя на уроке и мероприятиях. Во время игры дети берут главную роль на себя. Задания, которые давались в играх сближали детей всего класса, вызывали чувство коллективизма и желание общения. После каждого выполненного задания получали приз.
В своей работе я проводила игры на развитие навыков общения:
«Карта неизвестной страны», «Фотография на память», «Не слышу», «Подарки», «Рисуем общую картину». (см. приложение№6) София П. и Антон Ш. стали общительнее, лучше выражают свои мысли во время общения.
Для того чтобы ребенок был внимателен на уроке и на занятиях
я провожу игры: «Что изменилось?», «Лото», «Пазлы», «Мазаика»,
«Найди отличие между картинками», «Да и нет».(см. приложение№6) Такие игры развивают не только внимание, но и память, воображение, мышление.
София отдает предпочтения играм на сравнение, а Антон очень любит складывать мазаику и пазлы.
По рекомендации педагога – психолога я в своей работе применяю сказкотерапию. Метафоры, которые используются в сказках, способны оказать помощь ребенку во время адаптации, тех детей, у которых выявлена реакция тревожности и неуверенности в се-
бе.
В таких сказках описываются ситуации схожие с теми, в кото-
рые дети попадают в реальной жизни. Герои сказок находят в себе си-
лы для преодоления такой проблемы. Это сказки на тему:(см. приложение №4)
- адаптация к школе
- отношение к вещам
- отношение к уроку
- школьные конфликты
- отношение к здоровью
После прочтения мною сказок София и Антон обсуждали сюжеты вместе с одноклассниками, пытались обыграть героев сказок. Дети
стали более раскрепощеннее, научились управлять своими эмоциями,
у них поменялось отношение к учебе, стали серьезнее относится к ней,
После сказок я загадывала загадки, в которых дети узнавали любимых героев. Больше всего детям понравился ежик – учитель лесной школы.
(приложение№5).
Многие дети в классе рисовали любимых героев. Таким образом, можно было понять, что нравилось ребенку в школе, а что нет.
Я проводила консультации родителей: «Как помочь ребенку восстановить положительное отношение к повседневной школьной
жизни» (см. приложение№2, «Памятка для родителей первоклассников» (см. приложение №3).
Заключение.
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «Готовность к школьному обучению».
Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или
приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни пер-
воклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его интересы,
желания, общение со сверстниками и взрослыми- подчиняется школь-
ным проблемам. С первых дней ребенок знакомится с большим количе-
ством норм, традиций и правил.
Благодаря моей совместной работе с педагогом- психологом и учителем 1 класса я смогла решить проблему адаптации. По рекомендации педагога - психолога я в своей работе проводила игры, беседы с родителями. Учительница проводила анкетирование и консультирование родителей.
Дети стали свободнее общаться друг с другом, вместе играть, принимали участие во всех мероприятиях, активно работать на уроке, поднимать руку, у детей постепенно появляется интерес к учебе.
Я считаю, что эту проблему нужно решать вместе со специалистами школы. Только таким путем можно создать комфортные условия для адаптации ребенка в первом классе.
приложение