МААМ-картинки

Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира. Роль учителя

Наталья Сураева
Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира. Роль учителя
▼ Скачать +Заказ

Природа окружает ребенка с ранних лет. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Методика ознакомления детей с окружающим миром рассматривалась в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд и других авторов.

Публикация «Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира, Роль учителя» размещена в разделах

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей с РАС знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру.

Развитие познавательного интереса у ребенка всегда является одной из основных задач педагога, так как устойчивый познавательный интерес делает процесс обучения для ребенка целесообразным, приносит удовольствие и побуждает учиться дальше. Проблема развития и коррекции познавательных интересов у детей с расстройством аутистического спектра весьма актуальна. Успехи в этом направлении позволяют активнее проводить социализацию ребенка.

Неспособность устанавливать нормальные социальные отношения - одно из наиболее серьезных нарушений, свойственных людям с аутизмом. Для детей, страдающих аутистическими расстройствами, типичны отклоняющееся от нормального или слабые проявления социального взаимодействия, а именно: неумение играть со сверстниками, активное избегание социальных контактов, а также невозможность инициировать и поддерживать взаимодействие. Для детей с РАС опыт общения со сверстниками значит очень мало. Они редко сами начинают взаимодействие и сводят на нет инициацию со стороны других детей, из-за того, что практически не реагируют на попытки общения с ними. Именно поэтому направляющим любого вида деятельности становится взрослый человек в семье. А в школе педагог.

Жизнь семьи, которая воспитывает ребенка с РАС и проживает в условиях мегаполиса в городских квартирах, часто не имеет тесных контактов с представителями окружающего мира. Особенности жизни детей с РАС и их родителей не дают им возможности иметь растения и домашних животных, ограничивая тем самым ребенка в его возможности прикоснуться к другим живым существам, наслаждаться общением с ними.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использование потенциала природы расширяет образовательную среду и обеспечивает более полное удовлетворение особых образовательных потребностей.

Дети с РАС – дети с особым нарушением психологического развития –требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Природа с ее особой атмосферой может стать территорией, где легче всего преодолеть эти трудности, а наблюдение за растениями, созерцание их красоты поможет невидимой нитью связать внутренний мир ребенка и окружающую действительность.

Трудно представить себе работу учителя без привлечения к себе в помощники природы — самого естественного источника красоты. В процессе совместной деятельности учителя и ученика происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. При этом учитель организует и разумно направляет деятельность самого ребенка.

Так как непосредственное восприятие природы происходит во время прогулок, то задача учителя, в первую очередь, организовать это самое наблюдение во время прогулок и экскурсий. Нами разработаны правила поведения на экскурсиях. В условиях УЧКО постоянно осуществляются выезды детей в «Краеведческий музей», «Музей леса», прогулки по ЦПКиО им. Гагарина, на пони-ферму «Пинта-Бриз»; знакомство с разнообразием представителей флоры и фауны происходит на эко-ферме «Семейное подворье» и в Челябинском зоопарке.

Кроме того, метод наблюдения сочетается с методом активных действий во время совместной деятельности учителя и ребенка в «Экологической зоне» учебно-коррекционного отделения. В «экологической зоне» содержатся цветы, контакт с которыми осуществляется ежедневно. Под руководством учителя дети учатся ухаживать за живыми существами, получая представления о том, как они называются, из чего они состоят, как растут и развиваются, какие необходимы для их роста условия (свет, почва, полив) и др. Таким образом, у обучающихся развивается не только познавательный интерес и формируется чувство прекрасного, но и чувство ответственности.

В основу нашей деятельности легла авторская разработка программы занятий по формированию познавательной активности посредством окружающего мира «Аленький цветочек». Программа «Аленький цветочек» направлена на взаимодействие детей с РАС с окружающими нас комнатными растениями, уходом за ними, посадкой семян для оформления пришкольных клумб.

Целью занятий является расширение и обогащение представлений о непосредственном окружающем мире. К задачам относятся: развитие познавательного интереса, наблюдательности, образного представления; обогащение словарного запаса; формирование нравственных качеств; воспитание любознательности, бережного отношения к природе, обогащение самостоятельного опыта практической деятельности по уходу за комнатными растениями. И, главное – формирование умения работать совместно. В основе разработки занятий лежат основные принципы обучения: личностно-ориентированный подход; индивидуально - дифференцированный подход; целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию; опора на предшествующее развитие ребенка; организация деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю и включают в себя занятия по ознакомлению с окружающим миром, практические занятия (работа в «Экологической зоне») и выездные занятия — в Краеведческий музей, в «Музей леса» и на эко-ферму «Семейное подворье». Все занятия имеют четкую структуру и тематическую направленность: «Наши соседи по планете», «Дом, в котором живут цветы», «Одуванчик – солнечный цветок», «Фиалка заболела», «Игра – путешествие по станциям», «В мире растений». Содержание каждого занятия адаптируется учителем в процессе работы на эмоциональное состояние каждого ребенка из группы. Дети могут различаться не только по полу и возрасту, но и по особенностям интеллектуального развития — уровню развития речи, восприятия, мышления, памяти, внимания, и других личностных особенностей.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с растениями, пробуждали у детей любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства, обогащали самостоятельный опыт практической деятельности, формировали навыки групповой работы, окрашивали жизнь в светлые тона, дарили радость общения с природой.

Социальные навыки - это основа жизни ребенка с РАС и наш опыт показывает, что включение ребенка в окружающий мир (экскурсии, поездки, общение с животными, уход за растениями, работа в коллективе, которую ведет педагог) повышает уровень социальной мотивации и социальной активности детей с РАС.

Список литературы

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой/ : учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с.

2. Залкинд, Э. И. Наблюдение природы и умственное развитие ребенка/ Э. И. Залкинд. // Знакомство детей с природой / под ред. Е. И. Волковой. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с.

Авторы:

Шумкова Ирина Владимировна – учитель начальных классов высшей, категории, учебно-коррекционное отделение, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинск.

Сураева Наталья Петровна – учитель-дефектолог, учебно-коррекционное отделение, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинск.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира. Роль учителя
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 05:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира. Роль учителя» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сураева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД