Наталья Сураева
Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира. Роль учителя
▼ Скачать + Заказать документы
Природа окружает ребенка с ранних лет. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Методика ознакомления детей с окружающим миром рассматривалась в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд и других авторов.
Публикация «Социализация ребенка с РАС через познание окружающего мира, Роль учителя» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей с РАС знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру.
Развитие познавательного интереса у ребенка всегда является одной из основных задач педагога, так как устойчивый познавательный интерес делает процесс обучения для ребенка целесообразным, приносит удовольствие и побуждает учиться дальше. Проблема развития и коррекции познавательных интересов у детей с расстройством аутистического спектра весьма актуальна. Успехи в этом направлении позволяют активнее проводить социализацию ребенка.
Неспособность устанавливать нормальные социальные отношения - одно из наиболее серьезных нарушений, свойственных людям с аутизмом. Для детей, страдающих аутистическими расстройствами, типичны отклоняющееся от нормального или слабые проявления социального взаимодействия, а именно: неумение играть со сверстниками, активное избегание социальных контактов, а также невозможность инициировать и поддерживать взаимодействие. Для детей с РАС опыт общения со сверстниками значит очень мало. Они редко сами начинают взаимодействие и сводят на нет инициацию со стороны других детей, из-за того, что практически не реагируют на попытки общения с ними. Именно поэтому направляющим любого вида деятельности становится взрослый человек в семье. А в школе педагог.
Жизнь семьи, которая воспитывает ребенка с РАС и проживает в условиях мегаполиса в городских квартирах, часто не имеет тесных контактов с представителями окружающего мира. Особенности жизни детей с РАС и их родителей не дают им возможности иметь растения и домашних животных, ограничивая тем самым ребенка в его возможности прикоснуться к другим живым существам, наслаждаться общением с ними.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использование потенциала природы расширяет образовательную среду и обеспечивает более полное удовлетворение особых образовательных потребностей.
Дети с РАС – дети с особым нарушением психологического развития –требуют постоянной специальной помощи и поддержки. Им присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Природа с ее особой атмосферой может стать территорией, где легче всего преодолеть эти трудности, а наблюдение за растениями, созерцание их красоты поможет невидимой нитью связать внутренний мир ребенка и окружающую действительность.
Трудно представить себе работу учителя без привлечения к себе в помощники природы — самого естественного источника красоты. В процессе совместной деятельности учителя и ученика происходит всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. При этом учитель организует и разумно направляет деятельность самого ребенка.
Так как непосредственное восприятие природы происходит во время прогулок, то задача учителя, в первую очередь, организовать это самое наблюдение во время прогулок и экскурсий. Нами разработаны правила поведения на экскурсиях. В условиях УЧКО постоянно осуществляются выезды детей в «Краеведческий музей», «Музей леса», прогулки по ЦПКиО им. Гагарина, на пони-ферму «Пинта-Бриз»; знакомство с разнообразием представителей флоры и фауны происходит на эко-ферме «Семейное подворье» и в Челябинском зоопарке.
Кроме того, метод наблюдения сочетается с методом активных действий во время совместной деятельности учителя и ребенка в «Экологической зоне» учебно-коррекционного отделения. В «экологической зоне» содержатся цветы, контакт с которыми осуществляется ежедневно. Под руководством учителя дети учатся ухаживать за живыми существами, получая представления о том, как они называются, из чего они состоят, как растут и развиваются, какие необходимы для их роста условия (свет, почва, полив) и др. Таким образом, у обучающихся развивается не только познавательный интерес и формируется чувство прекрасного, но и чувство ответственности.
В основу нашей деятельности легла авторская разработка программы занятий по формированию познавательной активности посредством окружающего мира «Аленький цветочек». Программа «Аленький цветочек» направлена на взаимодействие детей с РАС с окружающими нас комнатными растениями, уходом за ними, посадкой семян для оформления пришкольных клумб.
Целью занятий является расширение и обогащение представлений о непосредственном окружающем мире. К задачам относятся: развитие познавательного интереса, наблюдательности, образного представления; обогащение словарного запаса; формирование нравственных качеств; воспитание любознательности, бережного отношения к природе, обогащение самостоятельного опыта практической деятельности по уходу за комнатными растениями. И, главное – формирование умения работать совместно. В основе разработки занятий лежат основные принципы обучения: личностно-ориентированный подход; индивидуально - дифференцированный подход; целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию; опора на предшествующее развитие ребенка; организация деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю и включают в себя занятия по ознакомлению с окружающим миром, практические занятия (работа в «Экологической зоне») и выездные занятия — в Краеведческий музей, в «Музей леса» и на эко-ферму «Семейное подворье». Все занятия имеют четкую структуру и тематическую направленность: «Наши соседи по планете», «Дом, в котором живут цветы», «Одуванчик – солнечный цветок», «Фиалка заболела», «Игра – путешествие по станциям», «В мире растений». Содержание каждого занятия адаптируется учителем в процессе работы на эмоциональное состояние каждого ребенка из группы. Дети могут различаться не только по полу и возрасту, но и по особенностям интеллектуального развития — уровню развития речи, восприятия, мышления, памяти, внимания, и других личностных особенностей.
Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с растениями, пробуждали у детей любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства, обогащали самостоятельный опыт практической деятельности, формировали навыки групповой работы, окрашивали жизнь в светлые тона, дарили радость общения с природой.
Социальные навыки - это основа жизни ребенка с РАС и наш опыт показывает, что включение ребенка в окружающий мир (экскурсии, поездки, общение с животными, уход за растениями, работа в коллективе, которую ведет педагог) повышает уровень социальной мотивации и социальной активности детей с РАС.
Список литературы
1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой/ : учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». / С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 272 с.
2. Залкинд, Э. И. Наблюдение природы и умственное развитие ребенка/ Э. И. Залкинд. // Знакомство детей с природой / под ред. Е. И. Волковой. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с.
Авторы:
Шумкова Ирина Владимировна – учитель начальных классов высшей, категории, учебно-коррекционное отделение, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинск.
Сураева Наталья Петровна – учитель-дефектолог, учебно-коррекционное отделение, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» г. Челябинск.