Галина Кудакова
Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок окружающего мира во 2 классе
Класс : 2
УМК: «Начальная школа 21 век»
Учебный предмет: окружающий мир
Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н. Ф. Виноградова
Тема урока : Родной край.
Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть возможные формы проявления любви к Родине
Задачи урока :
Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Родной край“» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Обучающие
• Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.
Развивающие
• Способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
• Формировать уважительное отношение к культуре родной страны,
• Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;
Воспитательные
• Воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться воспроизводить название страны;знать, как называется то место, где человек родился, живёт, учится или работает; познакомить с достопримечательностями столицы России
Метапредметные (критериисформированности / оценки компонентовуниверсальных учебных действий- УУД) :
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – повторить и расширить знания о том, что означает слово «Родина», работать с текстом учебника; находить необходимую информацию.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно - этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; ценить и принимать базовые ценности (родина, уважение к своему народу, к своей Родине, понимают красоту и природу родного края.
Методы и приё мы: диалогические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование:
• интерактивная доска;
• проектор;
• презентация
• Толковые словари
• Картина И. И. Левитана «Вечерний звон»
• Карточки с пословицами
• учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 1, автор Н. Ф.
Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.,
• тетрадь «Окружающий мир» №1, 2 класс, автор Н. Ф. Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
II. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний
- Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?» (Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя - Россия»)
- Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?
III. Формулирование темы и целей урока
- Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина»
И начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит?»
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Постановка проблемы. Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина? Ответов на этот вопрос может быть много:-Родина – наша страна, в которой мы родились и живём. -Наша родина – это русские леса, поля, моря и реки. -Это земля, на которой жили и трудились наши предки. - Родина – это наш край, село, школа.
Вывод: - Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
2. Чтение рассказа «О чём рассказал папа» (с. 100 в учебнике)
- Из какой страны вернулся папа?
- Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
- Чему был рад папа, приехав из Америки?
-Почему?
- Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
- Почему человек скучает по дому?
- Какой вывод можно сделать? ( дети делают вывод:Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться)
V. Первичная проверка знаний
1. Словарная работа.
В тексте встретилось слово «чужбина». Как вы понимаете это слово?
(Чужбина – это чужая страна)
- Слова «Родина» и «чужбина» – противоположны по значению.
-Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна …Родина». Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
(Дома и стены помогают.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина краше солнца, дороже золота.)
Физминутка «Отдохнём!»
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
И, откинув одеяло,
По планете зашагало.
2. Работа в парах.
Игра «Составь половинки» (На столе разрезные карточки с пословицами. Дети в парах обсуждают и составляют пословицы.)
- Что получилось?
Где родился, там и пригодился.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
3. Работа с источником. (работа с толковым словарём)
-Найдите значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА.
- Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
(Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.)
VI.Закрепление нового материала.
1. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
- Как может человек передать свой чувства к Родине?
- Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?
(Дети предлагают свои варианты ответов)
- Посмотрите на картину И. И. Левитана «Вечерний звон».
Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой… Так представлял себе Родину художник И. И. Левитан.
2. Работа над стихотворением И. Шаферана «Красное солнышко»
Чтение стихотворения вслух.
- Можно ли сказать, что автор любит Родину?
- А вы, ребята, можете выразить чувства к родному краю? (Да. Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы)
- Даже самый малый вклад каждого человека может принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и птиц. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.
3. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Записывают слова, близкие по значению слову «Родина». Вставляют слова в текст о Родине.
VII. Рефлексия (подведение итогов урока)Вот кончается урок- Подведём его итог.
- Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
(Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия. Россия – это одна из самых больших стран в мире. Каждый человек должен любить и охранять свою родину, бережно относиться к её культурным ценностям. Гордиться достижениями своего народа)
Какие виды работы вам понравились больше всего? Почему?
С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание:
1) Стр. 100- 103;
2) творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Красно солнышко»