Виктория Ермолина
Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с проблемами в развитии (с нарушениями речи, аутичные, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития) часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве и среде сверстников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач определяет «… обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». В практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, широко используются арттерапевтические методики, в частности, изотерапия (рисунки, лепка).
Публикация «Социализация и адаптация детей с проблемами в развитии средствами изобразительного искусства и изотерапии» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Изотерапия применяется также при наличии у детей : эмоциональной депривации, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе и т. п. Проведение рисуночной терапии с дошкольниками осуществляется воспитателем и педагогом-психологом в форме специальных занятий, в индивидуальной работе, где детям предлагаются различные задания. Применяются пять типов заданий, используемых в практике проведения изотерапии :
предметно-тематический тип – основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными – «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома»;
образно-символический тип- рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», а также изображением эмоциональных состояний и чувств – «Обида», «Гнев», «Радость»;
упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции,- задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также рисование объекта и его осмысление – «Рисование по точкам»;
игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т. д., изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей – «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (по типу игр «создание-разрушение- строительство»);
задания на совместную деятельность – могут включать задания всех четырех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на улучшение отношений со сверстниками и родителями.
В работе с детьми необходимо найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка. Выявляются умения и навыки детей : способность пользоваться карандашом, фломастером, умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать овал, круг. На последующих занятиях выясняется художественная одаренность детей посредством различных игр :
- разрезные картинки (сначала из 2–3 частей составить целую, затем увеличить количество частей);
- сюжетные картинки (разложить по порядку 3–4 картинки);
-серия «Дополни изображение» («что увидел котёнок?»); серия «Лото» («что нужно повару, врачу для работы?»).
Занятия составляют следующие части:
1. Эмоциональный настрой (использование игры, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами).
2. Загадывание загадки, чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому допускается выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Применение пальчиковой гимнастики способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание.
В работе с детьми с проблемами в развитии особое место имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Использование изотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии позволяет получить положительные результаты. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций, социальной адаптации.