Киселёва Татьяна Викторовна
Социализация детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
От того, насколько успешно будет проходить становление личности слабовидящего ребенка в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в будущем. В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного сопровождения узкими специалистами слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого социальным работникам и психологами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.
Публикация «Социализация детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с нарушением зрения – это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому
В педагогике под социализацией понимают оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение ее в ролевую структуру.
Социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:
- повышение способности детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
- расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения, для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью Рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные ситуации
При обучении детей с нарушением зрения рекомендуется включать их в процесс активную практическую деятельность. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с учителем.
- формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, для успешной социально-трудовой адаптации.
Условиями успешной социализации рассматривались коммуникативные и адаптационные способности личности.
Овладение детьми с нарушением зрения социально-культурным опытом предполагает активность самого ребенка и умение педагогов, родителей передать этот опыт в доступной для них форме. Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание сверстников с нормальным зрением, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Таким образом, социализация детей с нарушением зрения тесно связана с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не могут полноценно адаптироваться в обществе. Компенсаторные навыки позволяют детям с нарушением зрения качественно, эстетично, относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов.
Трудности общения у ребенка с патологией зрения также рассматриваются нами как отклонение в его развитии, обусловленное многими факторами, в том числе и социальными. Например, основными причинами нежелания и неумения общаться с окружающими может стать неправильное отношение взрослых к зрительному дефекту ребенка (в семье или в ближайшем окружении, изолированность ребенка от сверстников (это наблюдается в случаях, когда родители стесняются своего ребенка). Наблюдения дефектологов и психологов показали, что гиперопека, как и ее противоположность - отсутствие должного внимания со стороны родителей к проблемам слабовидящего ребенка - становятся, как правило, причинами не сформированности у него самостоятельности, активности в познании окружающего, интереса к любой деятельности, даже к игре.
Такой ребенок, нуждается в особом внимании со стороны всех педагогов. Таким образом, социализация детей с нарушением зрения включает в себя не только овладение ими жизненно необходимыми элементарными навыками. Важнейшее значение приобретает умение взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, а также эмоциональная отзывчивость на происходящее. Много внимания со стороны психолога и тифлопедагога должно уделяться также работе с воспитателями по формированию у них правильного отношения к зрительному дефекту детей, понимания трудностей, проблем, осложняющих развитие детей данной категории, а также реальной оценки потенциальных 4 возможностей, которыми эти дети обладают и условий, необходимых для их реализации. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения, активного ее включения во все виды детской деятельности.
Решение проблем социализации детей с нарушением зрения.
Безусловно, дефектологу и педагогу-психологу принадлежат ведущие роли в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, так как они формируют у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы; демонстрируют им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения и т. д. Учителя же закрепляют, совершенствует приобретаемые детьми на специальных коррекционных занятиях знания, умения и навыки, учат применять их во всех видах самостоятельной деятельности
По отношению к детям, имеющим патологию зрения, проблема психологопедагогической коррекции является важнейшей частью процесса социализации и требует дальнейшей разработки и постоянного совершенствования, как в теоретическом, так и в практическом плане.
В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения (т. е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играют специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке.
Дефектолог в процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставит перед собой следующие цели:
- Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
- Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса. - Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами. Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
1. Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного (у слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).
2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, свойства, качества.
3. Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.
4. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т. е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).
5. Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни. Следует обратить внимание на то, что занятия по социально-бытовой ориентировке заключают в себе наибольшие возможности для коррекции имеющихся у детей с нарушением зрения вторичных отклонений в развитии. Обусловлено это тем, что именно на занятиях этого вида дефектолог активизирует все знания, умения и навыки, сформированные у каждого ребенка на специальных коррекционных занятиях по развитию сенсорики (зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики и т. д.) и по ориентировке в пространстве. Ребенку предоставляется максимум самостоятельности в их использовании в различных видах деятельности и ситуациях. Социально-бытовая ориентировка - деятельность, в которой дошкольник с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации и, в первую очередь, возможность принятия новых условий школьной жизни.
Для детей с нарушениями зрения характерны :
· слабая концентрация внимания (снижены устойчивость и объем внимания);
· быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
· нарушения координации движений (неуверенные движения, недостаточный объем движений);
· признаки речевой заторможенности, расторможенности и вербализма (ребенок может много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);
· повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;
· неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;
· быстрая утомляемость.
признаки утомляемости обучающихся
Признаки интеллектуального утомления:
· снижение познавательной активности;
· снижение внимания;
· снижение темпа работы;
· снижение качества работы (повышается число ошибок);
· появляются отвлечения;
· двигательное беспокойство (повышение двигательной активности, могут появиться навязчивые движения, либо ребенок наоборот становится вялым, рассеянным;
· появляются бледность или покраснения, повышается потоотделение и т. п. ;
· ребенок жалуется на усталость.
Признаки зрительного утомления:
· приближает к глазам текст и др. пособия;
· наблюдается изменение подчерка (он резко ухудшается, ребенок не удерживает строку);
· закрывает глаза, жмурит их, трогает руками, трет;
· смотрит в даль (в окно);
· ложится на парту.
Если замечен хотя бы один из признаков утомления, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть, предложить посидеть 2 минуты с закрытыми глазами
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
В рамках этого коррекционного курса тифлопедагогом проводится следующая работа:
1. Диагностика.
2. Проведение специальных коррекционных занятий по РЗВ.
Диагностика проводится по двум направлениям:
- Выявление зрительных возможностей учащихся, например, в восприятии линий разного цвета, разной толщины, на разном фоне; в восприятии разномерных точек.
- Выявление наиболее комфортного для восприятия шрифта и размера шрифта, с учётом расстояния до текста.
Все полученные данные передаются педагогам, которые с их помощью смогут подбирать, преобразовывать и реконструировать изобразительные и текстовые средства наглядности.
Работа на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия осуществляется по следующим направлениям:
- расширение и коррекция предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование сенсорных эталонов;
- развитие зрительно-моторной координации (ЗМК);
- расширение и автоматизация способов обследования предметов;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия и восприятия глубины пространства;
- совершенствование умения воспринимать сюжетное изображение.
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что слабовидящие дети лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, имеющие четкие силуэты и контуры. Восприятие цветных изображений активизирует зрительные функции, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой. При некоторых заболеваниях особенно важно восприятие красного, желтого и оранжевого цветов. В то же время, следует избегать использования изобразительной наглядности темно-фиолетового, темно-синего, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией. Не следует также применять слишком яркие цвета.
Если приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность, то необходимо учитывать, что изобразительная наглядность должна иметь:
- четкое изображение действующих лиц и предметов;
- четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста;
- точную передачу формы изображенного предмета;
- выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом;
- уменьшенное количество второстепенных деталей;
- отсутствие мелких деталей;
- расположение объектов горизонтальное и боковое, что позволит детально различить изображение;
- оптимальный размер раздаточного материала должен быть 10*10, 20*30;
- иллюстрации к произведению предпочтительнее репродукций картин;
- демонстрация наглядности предпочтительнее на контрастном фоне;
- расположение наглядности на уровне глаз ребенка, хорошее левое и верхнее освещение (например, софит).