Ирина Новичкова
Социализация детей с нарушением зрения посредством игр с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции и нормативные изменения, происходящие в дошкольном образовании, выдвигают необходимость наполнения новым содержанием традиционных форм организации образовательной деятельности детей с нарушением зрения.
Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленный процесс запоминания, затруднены мыслительные операции, ограниченны движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками, вызывают у ребенка большие затруднения в познании действительности, сужают социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности, в том числе и двигательной деятельностью. Ребенку с нарушением зрения нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают игры с элементами спорта.
Публикация «Социализация детей с нарушением зрения посредством игр с элементами спорта» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности.
При отборе содержания мы учитываем особенности развития зрительного анализатора и психолого-моторной сферы детей с нарушением зрения.
Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности, что приводит к нарушению социальных связей. У дошкольников с нарушениями зрения ограничен доступ в социальный процесс, возникают проблемы в общении и психофизическом развитии. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество.
Большую роль в социализация детей, в профилактике нарушений зрительных функций призваны сыграть средства физической культуры - физические упражнения, подвижные игры и игры с элементами с элементами спорта
Так, игровые упражнения с предметами малых размеров - теннисными мячами, шайбами будут способствовать развитию и тренировке центрального зрения, которое предназначено для восприятия цветов и форм объектов малых размеров.
Для развития бинокулярного зрения мы предоставляем больше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые дошкольникам предстоит наблюдать самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные игры с мячами, шайбами, воланами, построение различных городошных фигур, игровые упражнения с мячами для настольного тенниса. Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве во время игровой деятельности.
Дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений, а также овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, у них низкие показатели физических качеств и состояния здоровья, нарушено адаптивное поведение Причиной этому являются нарушение зрения, которое затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном поражении, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Также у этих детей не развиты навыки коммуникации: активность, инициативность в общении, самоконтроль за поведением, не развита уверенность в себе, умение коллективно решать задачи
При отборе средств и содержания обучения мы учитывали их коррекционно- развивающую направленность.
Обучение дошкольников играм с элементами спорта предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития и является условием для полноценного гармоничного развития личности каждого ребенка с нарушением зрения, способствует позитивной социализации.
Физкультурно-оздоровительная деятельность реализуется в режиме дня в различных формах:
1 Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом
воздухе;
2 Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя
разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных
игр на прогулках);
3 Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги,
участие родителей в праздниках, развлечениях)
4 Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня.
5 Индивидуальная работа
Следуя принципам, заложенным в ФГОС, занятия проводятся в игровой форме. По содержанию и методике проведения игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач подбираются соответствующие подвижные игры. Игра является и формой организации, и методом проведения физкультурного занятия для слабовидящих детей.
Для преодоления проблем, сложных переживаний и негативных реакций, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении, в слабом формировании двигательных навыков, пространственной ориентировки физкультурные занятия на открытом воздухе строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, городками, битами, клюшками, шайбами, ракетками и их сочетаний, тем осознаннее и быстрее появится желание играть с товарищем, в коллективе, понизится нервное напряжение, активнее будет его взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке.
В содержание игровых физкультурных занятий включены подвижные игры общеразвивающего характера, которые направлены на коррекцию недостатков физического развития детей с нарушением зрения, на их предупреждение и устранение; на воспитание адаптивного поведения
Содержание и подбор игр обеспечивает формирование у детей с нарушением зрения основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья), регулирует физическую нагрузку и распределяет ее на различные группы мышц, комплексно развивает двигательные способности (мышечную силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений); развивает навыки коммуникации и социализации : активность, инициативность в общении, повышает самоконтроль за поведением, развивает уверенность в себе, умение коллективно решать задачи.
Чрезвычайно важным этапом развития детского двигательного творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры. При организации педагогом самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, большое значение имеет создание необходимых условий, способствующих развитию игры. Рациональный подбор спортивно-игрового оборудования (ракетки, различные виды мячей, городки, биты, клюшки, шайбы, карточки, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, фрагменты эстафет и спортивных игр) поможет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности на занятии, на прогулках. Этот вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка, его социализации.
Таким образом, организация физического воспитания детей с нарушением зрения с систематическим использованием игр с элементами спорта в режиме дня в различных формах: на третьем физкультурном занятии, которое проводится на открытом воздухе, утренней разминке, динамических часах (часах подвижных игр на прогулках, в самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальных занятиях, спортивных праздниках, развлечениях сыграет большую роль в профилактике нарушений зрительных функций, поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни; приобщит их к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму; создаст условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности, социализации.