ФОМЕНКО ВАЛЕНТИНА
Социализация детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с нарушением речи
Речь является одним из важнейших приобретений в жизни человека. Приобретений в том смысле, потому что она не дана нам от рождения. По мере взросления ребенка он обучается навыкам речи, но этот процесс может проходить с определенными сложностями, в результате чего у ребенка развиваются различные нарушения речи.
Публикация «Социализация детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема в том, что у детей с речевыми нарушениями могут возникнуть сложности с коммуникацией и отношениями со своими сверстниками. Дети далеко не так терпеливы к различным речевым дефектам, как взрослые, поэтому достаточно часто ребенок, который заикается, неправильно выговаривает какие-то звуки или имеет другие проблемы с речью, становится объектом насмешек со стороны других детей.
Социализация детей с нарушениями речи крайне важна, ведь от того, будет ли ребенок чувствовать себя полноценной частью социума или нет, зависит комплексное развитие его личности, способность адаптироваться к окружающим его условиям.
Социализация – это усвоение индивидом социальных норм. Это сложный процесс, в ходе которого происходит адаптация к окружающей социально-культурной среде. От успешности социализации напрямую зависит, сможет ли ребенок полностью реализовать свой потенциал в зрелом возрасте.
Специфика проблемы
В современном социально-культурном пространстве ребенку, чтобы легко адаптироваться к окружающей действительности, важно владеть коммуникативными навыками.
Развитие навыков коммуникации является наиважнейшей проблемой в психологии и педагогике. Ее актуальность особенно видна в сегодняшнее время, когда наблюдается большой дефицит «живого» общения, а дети предпочитают проводить время в своих гаджетах.
Качество общения между ребенком и взрослым также снижается. Объясняется это определенными социальными условиями, занятостью родителей на работе, что приводит к недостатку внимания со стороны взрослых по отношению к ребенку. В таких условиях легко не заметить те серьезные сложности, которые испытывает ребенок при общении с окружающими.
Коммуникация и отношения с другими людьми начинают развиваться с раннего возраста. Примерно с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Именно потребность в общении с ним является одной из основных потребностей в дошкольном возрасте. В диалоге со сверстниками дети получают неоценимый опыт коммуникации, учатся говорить связно, понятно, задавать вопросы, отвечать, аргументировать свои высказывания и т. д.
На момент поступления в школу примерно 1/3 всех детей имеет определенные речевые нарушения разной этиологии и степени выраженности, что негативно сказывается на их социализации. Отмечаются не только различные дефекты речи, но и сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.
Для детей с речевыми нарушениями характерно :
• недостаток или полное отсутствие инициативы в общении;
• более пассивная роль в общении и поведении;
• проблемы со сглаживанием конфликтных ситуаций;
• отсутствие речевых способов выражения своих мыслей и внутреннего состояния.
Задачей современного учителя-логопеда является помощь детям-логопатам не только в преодолении речевых нарушений, но и в их социализации, чтобы ребенок мог найти себя в будущем, был самостоятельным, уверенным в себе человеком.
Проблемы со звукопроизношением отрицательно сказываются не только на развитии речи, но и накладывают сильный отпечаток на личность ребенка. Если же нарушение сильное, то это может привести к серьезным изменениям характера ребенка: он может замкнуться в себе, перестать общаться или вообще говорить.
Особенности социализации детей с речевыми нарушениями
У детей с нарушениями речи снижена активность во всех сферах деятельности, у них не сформированы коммуникативные способности. Наблюдается нарушение познавательной деятельности из-за дефицита общения с окружающими людьми.
Работа по социализации ведется в следующих направлениях:
• Сотрудничество с семьей. Оно предполагает мониторинг семьи, вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
• Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.
• Расширение круга общения.
Одной из форм социализации ребенка выступает игра. Это не какое-то развлечение, а специальный метод, позволяющий вовлечь детей в творческий процесс, эффективный способ стимулирования их активности. Игра – это своеобразная школа социальных отношений, где моделируются различные формы поведения.
На практике применяются различные игры, которые способствуют формированию коммуникативных навыков, чувства сплоченности и единства. Эти занятия дают ребенку почувствовать себя частью группы, что очень важно в его социализации.
Для развития навыков общения у детей используются :
• Различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т. д.).
• Словесные поручения. К примеру, ребенку нужно попросить тряпку для мытья у помощника воспитателя и отчитаться о выполнении.
• Организация проблемно-речевых ситуаций. Они различны: ребенок только что пришел в новую группу – нужно рассказать о себе, два мальчика поссорились – нужно помирить их и т. д.
• Чтение литературных произведений. Выбирать их нужно на основании возраста детей.
• Организация совместной деятельности. Совместное украшение комнаты к какому-то празднику, участие всех детей в инсценировках сказок и т. д.
• Коллективные разговоры. Темы бесед могут быть различны, но они должны быть понятны детям, чтобы они могли высказывать свои мысли по тому или иному поводу.
Коррекция речевых нарушений как основной способ социализации
Чтобы ребенок-логопат смог стать полноценной частью детского коллектива, мог свободно и без внутреннего стеснения использовать свои коммуникативные навыки, должна проводиться логопедическая коррекция речевых нарушений. Если не будет устранен дефект речи, то никакие действия, направленные на социализацию, не могут быть эффективными.
При коррекции нарушений речи важно :
• мотивировать ребенка на преодоление речевого дефекта;
• проводить коррекцию звукопроизношения;
• развивать фонематический синтез и анализ;
• использовать лексико-грамматические упражнения;
• развивать мелкую моторику, связную речь и т. д.
В процессе коррекции нужно восполнять пробелы в формировании словарного запаса и развитии грамматического строя речи. Логопеду нужно проводить полноценную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей детей. Для этого используются специальные задания, которые построены на вербальном и невербальном материале.
В период дошкольного и младшего школьного возраста ребенок не только обучается грамоте, но и осваивает новые для себя социальные роли и нормы поведения, принятые в определенной социально-культурной среде. Он узнает о том, как именно себя нужно вести, проще говоря, «что такое хорошо и что такое плохо». Проблема социализации детей с речевыми нарушениями остается одной из наиболее актуальных, поэтому важна комплексная работа логопеда, школьного психолога, учителей начальных классов и, конечно же, родителей самого ребенка.