Анастасия Белова
«Яблоко для зайца». Конспект индивидуально-ориентированной деятельности по лепке для детей с РАС в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
-продолжать формировать представления о фруктах (яблоко);
-продолжать учить приему вдавливания середины шара; прижимать пластилиновые детали;
- совершенствовать умение скатывать шар;
- закрепить знания основных цветов (желтый, красный, зеленый, умение находить их по инструкции («такой же»).
Коррекционно-развивающие задачи:
- создание условий для формирования у ребенка мотивации к общению и взаимодействию;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
- развивать зрительно-моторную координацию, речевую и мыслительную деятельность, слуховое и зрительное восприятие, память, тактильно-двигательную чувствительность;
- формировать точность, согласованность движений;
- совершенствовать пальчиковую моторику, разминая, сплющивая, вдавливая пластилин;
- развивать общую моторику;
- совершенствовать навыки самообслуживания (упражнять в умении обуваться и разуваться, учить направлять ремешок на липучку).
Воспитательные задачи:
- продолжать интерес к работе с пластилином;
- воспитывать желание оказать помощь зайцу, дружелюбное отношение к нему;
-прививать аккуратность при работе с пластилином.
Словарная работа: заяц, зайчонок, яблоко, фрукт, сад, яблоня, ведерко, веточка, листик, разноцветные, красный, желтый, зеленый, круглое, растет, скатывать, раскатывать, сплющивать, сдавливать, вдавливать.
Предварительная работа: наблюдение за яблоней во время прогулки, рассматривание книжных иллюстраций яблони, яблок, игры с зайцем-игрушкой, рассматривание натурального яблока, беседа о фруктах, о том, где растут, чтение и просмотр сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко»
Предварительная работа педагога: сбор информаций, изучение учебно-методической литературы, подготовка атрибутов, подготовка карточек PECS, жетонов.
Методические приемы:
- игровая ситуация (сюрпризный момент, проблемная ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика;
- дидактические игры;
-обьяснение, вопросы;
-рассматривание, показ способов действия, демонстрация;
- физическая, словесная, визуальная подсказки;
- использование альтернативной коммуникации, инструкции «Делай как я»;
- похвала, поощрение.
Оборудование: игрушка –заяц, муляжи - ведерки: желтое, красное, зеленое, муляжи яблок красные, желтые, зеленые, разрезная картинка «Яблоко», картинки с изображением яблони, сада, зайца, медведя, яблока, банан, муляж красного яблока, массажные коврики, массажный зеленый коврик, дерево – яблоня из деревянного материала, пластилин (красный, зеленый, доска для лепки, корзинка, влажные салфетки, столы и стулья, планшет с жетонами, планшет с визуальной подсказкой, планшет «сейчас/нам потребуется», карточки PECS, планшет «сначала-потом», коробка с призом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Колокольчик наш звенит, собираться нам велит! (Звенит колокольчик. Показ расписания активности «Сначала – Потом»). Ваня, смотри, к нам пришел заяц. (Воспитатель подводит воспитанника к стульчику, где сидит игрушка-заяц, берет в руки игрушку-зайца)
Воспитатель: Поздороваемся!
Ребенок: Здравствуй, Заяц! (Использование жеста)
Воспитатель (держит в руках игрушку-зайца, говорит за зайца):
Здравствуйте!
Я пришел к тебе дружок,
Чтобы мне ты помог.
Случилась у меня беда.
Для зайчонка своего,
Не смог я фрукт любимый
С дерева сорвать
Оказался рядом волк.
А я трусишка зайка
Испугался, убежал.
Вот мой зайчонок
Голодный остался.
Воспитатель: Поможем зайцу?
Ребенок: Да
2. Вводная часть
Воспитатель: Ваня, картинку собери и узнай, что за любимый фрукт у зайчонка.
Игра «Разрезная картинка» (составить целую картинку из двух частей)
Что это Ваня? Это яблоко?
Ребенок: Да
Воспитатель: Правильно! (словесное поощрение и получение жетона)
Это яблоко. Яблоко круглое, красное. (выставление картинок с изображением яблока, круга, цвета - красный).
Воспитатель: Ваня, яблоко какого цвета, выбери карточку? Яблоко какой формы, выбери карточку? (красный цвет, круглая форма)
Воспитатель: Молодец, Ваня! (словесное поощрение и получение жетона)
Воспитатель: Яблоко растет в саду, на дереве - яблоне. (показ картинок с изображением сада, яблони)
А мы с тобой сейчас пойдем в сад по волшебной дорожке. (Ходьба по массажным коврикам без обуви) (Перед ходьбой взрослому и ребенку снять обувь)
Маленькие ножки шагали по дорожке,
Ваня шел, шел желтое ведерко нашел!
Маленькие ножки шагали по дорожке,
Ваня шел, шел красное ведерко нашел!
Маленькие ножки шагали по дорожке,
Ваня шел, шел зеленое ведерко нашел!
Воспитатель: Ваня, мы пришли в сад. Посмотри, сколько яблок упало с яблони (подвести ребенка к яблоне, яблокам). Будем собирать яблоки разного цвета.
Игра «Разложи яблоки» (сортировка по цвету)
Возьми и положи желтое яблоко в ведерко такого же цвета (тоже с красным и зеленым яблоками) (собрать разного цвета яблоки с коврика в ведерки соответствующего цвета)
Воспитатель: Молодец, Ваня, все яблоки разложил! (словесное поощрение и получение жетона)
Воспитатель: Все желтые яблоки в желтом ведерке лежат (все красные яблоки -в красном ведерке, все зеленые яблоки - в зеленом ведерке)
Воспитатель: А теперь мы с тобой обратно вернемся по волшебной дорожке. (Ходьба по массажным коврикам без обуви) (После ходьбы взрослому и ребенку обуть обувь)
Воспитатель: Ваня любит яблоки?
Ребенок: Да.
Воспитатель: Зайчонок тоже любит яблоко, но заяц не смог ему принести его любимый фрукт. Поможем зайцу!
3. Ход занятия:
Воспитатель: Слепим из пластилина для зайчонка яблочко родное, наше наливное. (показ планшета: сейчас: карточка – лепить, картинка яблоко; нам потребуется: доска, пластилин, влажные салфетки).
Сначала подготовим наши пальчики. Ваня, смотри, «делай как я».
Пальчиковая гимнастика «Яблоко»
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)
(Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разжимают на каждое слово-определение на обеих руках одновременно. Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны – раскрывают ладони. Выставляют ладони вперед)
Воспитатель: Наши пальчики размялись. Молодец, Ваня! (словесное поощрение и получение жетона).
Воспитатель: Посмотри, Ваня, яблоко красное, круглое, похож на шар, сверху веточка, на ней зеленый листик (Обследование муляжа яблока). Будем лепить яблоко (сейчас: карточка – лепить, картинка яблоко; нам потребуется: доска, пластилин, влажные салфетки).
Посмотри, Ваня, «делай как я». (Указывать на карточки «смотри», «слушай», «лепить», … в планшете)
1. Взять большой кусок красного пластилина, размягчить, греть в ладошках. Скатать шарик круговыми движениями между ладонями или на доске.
(В руки красный пластилин возьму. (зеленый)
Разминаю, разминаю 1, 2, 3, 4, 5
Размягчаю и в ладошках согреваю.
Я кручу, кручу шарик получаю)
2. Скатать из одного зеленого маленького кусочка пластилина колбаску: сначала скатать небольшой шарик, потом раскатать колбаску;
(Я кручу, кручу шарик получаю. Вверх, вниз, вверх, вниз катаю и колбаску получаю)
3. Скатать из другого зеленого маленького пластилина шарик, расплющить между большим и указательным пальцами и сжать – получается зеленый листик. (Я кручу, кручу шарик получаю, а потом в лепешку превращаю и листик получаю).
4. Взять красный шарик двумя пальцами и слегка сдавливать верхнюю и нижнюю часть шарика. (Красный шарик возьму и слегка его сдавлю)
5. В середине вмятины наверху сделать небольшую ямочку, вдавливать указательным пальцем (Кулак сожму, палец умный покажу. Сверху пальцем вдавливаю, ямку получаю)
6. Вставить зеленую колбаску в ямку и прижать, а сверху колбаски закрепить зеленый листик. (Зеленую колбаску возьму в ямку опускаю, прижимаю, зеленый листик сверху на колбаску прижимаю)
Воспитатель: Ваня, какое красивое яблоко у тебя получилось. Молодец, Ваня! (словесное поощрение и получение жетона)
Положи яблоко в корзинку.
Вытрим тщательно пальчики салфеткой.
Воспитатель: А сейчас мы нашему зайцу покажем как нужно яблоко с яблони срывать. Ваня, смотри, «делай как я».
Физкультминутка «Яблоко»
Вот так яблоко!
(встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками,
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот и яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Воспитатель: Молодец, Ваня! (словесное поощрение и получение жетона).
Ваня, возьми корзинку с яблоком и зайцу отдай.
Воспитатель (держит в руках игрушку-зайца, говорит за зайца): Спасибо тебе, Ваня! Ты мне очень помог. Я отнесу своему зайчонку его любимое яблоко и он не останется теперь голодным.
Воспитатель: Ваня, попрощаемся с зайцем.
Ребенок: До свидания! (Жест)
4. Итог занятия:
Воспитатель: Ваня, кто в гости к приходил, покажи? (картинки с изображением зайца, медведя). Правильно, заяц. (словесное поощрение и получение жетона)
Воспитатель: Ваня, яблоки в ведерки собирал? Лепил?
Ребенок: Да
Воспитатель: Правильно! (получение жетона)
Воспитатель: Что лепил из пластилина, покажи? (картинки с изображением яблока, банан). Правильно, яблоко. (словесное поощрение и получение жетона)
Воспитатель: Ваня, ты сегодня, славно, потрудился. Ваня, молодец! Получай подарок! (получение жетона и подарка) (убрать с расписания карточку «занятие с педагогом» с части «Сначала», перенести с части «Потом» карточку «играть» и прикрепить к части «Сначала» карточку «пить»)
Воспитатель: Колокольчик наш звенит, отдыхать нам велит!