Наталья Матвеева
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания нравственно-патриотическому воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей.
Мы вместе решаем задачи, поставленные по нравственно-патриотическому воспитанию :
- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране, бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;
- развивать у детей интерес к устному народному творчеству, малому фольклору посредством исполнения русских народных песен;
- создавать у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае;
- создавать у детей эмоциональное настроение через ознакомление их с русскими народными танцами, играми, инсценировками, хороводами;
- формировать творческое воображение посредством музыкально-театрализованных постановок;
- воспитывать патриотическое чувство гордости за родной город, край, «малую» родину;
- формировать воспитание дружбы между детьми разных национальностей.
Необходимыми условиями для реализации поставленных задач являются:
- поэтапность включения детей в театрализованную деятельность с учётом возрастных и индивидуальных способностей;
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребёнка;
- использование игровых форм стимулирования интереса к театральной деятельности;
- обеспечение сотрудничества с родителями и их непосредственное заинтересованное участие в предметно-театрализованной среде.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно – патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу, доброты и душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в которой он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
В системе работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной и игровой деятельности.
Оптимальным для нравственного и патриотического воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-театрализованных праздников : «Рождество», «Святки», «Масленица», «Иван Купала», «Именины берёзки».
Через театрализованную деятельность дети вместе с взрослыми исследуют особенности работы по формированию нравственно-патриотического отношения к культурному наследию является приобщение детей к народной культуре и быту.
Народное искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, хороводами, плясками, поэтому оно так близко ему и понятно.
Данная работа знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями.
Вхожу в состав творческой группы по разработке данного проекта, о котором говорилось выше, так как мне не безразлично, какими методами и приемами будут решаться поставленные задачи, какие темы заложены в блочно-тематическом планировании.
Работая над проектом, стараюсь подбирать такой музыкально-песенный, театрализованный репертуар, который помогает решить поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся уже со 2 младшей группы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в народных праздниках. Народное творчество вызывает интерес детей к богатству и разнообразию музыкального фольклора. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами русского народного творчества, с яркостью и многообразием национальных костюмов. В своей работе с детьми я использую аудио- и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, многочисленные костюмы разных народов. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважения.
Реализуя проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, его задачи, с первых дней поступления ребенка в детский сад я стараюсь воспитать уважение и любовь к семье, родному дому, детскому саду, поэтому с детьми мы разучиваем репертуар по данному направлению, а затем проводятся тематические занятия, досуги, праздники. Наряду с проведением традиционных праздников в нашем детском саду проводятся такие праздники, как: «Новоселье группы», «Всемирный день матери», «Праздник детства» (20 ноября, «День рождения Земли» и др.
«Золотая Осень, в гости просим!»
Детский сад всегда был славен своими традициями. Каждую осень старшие дошкольники выезжают в осенний лес. Много интересного они узнают: как живут муравьи, что такое кап, почему у дерева несколько стволов. Сколько радости доставляет детям катание на лошадке! Воспитатели проводят праздник «В гости к Осени», на который приходят разные лесные жители. А какой ароматный чай и вкусное печенье у Осени! Этого праздника ждут с нетерпением не только дети и педагоги, но и родители. Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребёнка, образами музыкальных произведений.
«Новоселье группы»
Традиционно, в начале каждого учебного года с детьми проводим новоселье группы - переход из одной возрастной группы в другую. После летних каникул ребята обмениваются летними впечатлениями, очень рады друг другу, с нежностью и уважением встречают друг друга. Дети исполняют песни о дружбе, группе, детском саде. Каждая группа проговаривает свой, свойственный только им девиз, речевку. Совместно с родителями составляют правила группы. В завершении праздника дети с гордостью дарят подарки, сделанные своим руками.
«Всемирный день детства» - 20 ноября.
Ежегодно, уже 8 лет подряд, мы поздравляем наших воспитанников с праздником, посвященных всем детям планеты.
«Всемирный день Матери»
Основа из основ нравственно – патриотического воспитания – воспитание у ребёнка любви к самому близкому – к семье, к родному дому, к детскому саду. Ребенку необходимо осознать себя членом семьи, неотъемлемой его частью.
Всё хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Последняя неделя ноября считается праздничной в нашем детском саду. В этот день «Всемирный день Матери», звучат с утра песни о мамах (аудиозапись, дети готовятся с огромной радостью и любовью.
«Международный женский день 8-ое Марта»
всех согревает своим теплом. Песни и стихи о маме и бабушке, музыкальные игры, хороводы, танцевальные композиции, театрализованные постановки прочно вошли в жизнь ребенка.
Совместно с педагогами проводим беседы о маме, о бабушке, о семейном уюте, который создают ласковые женские руки. В своей работе для восприятия и исполнения музыкального репертуара использую такой материал, который обогащает духовный мир ребенка. К этому материалу относится слушание музыки русских и зарубежных композиторов, знакомство и разучивание песен о маме, о родном доме, игра на детских музыкальных инструментах, игры-драматизации, мини-спектакли
23 февраля - «День защитника Отечества»
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, т. к. в каждой семье есть свой главный защитник – ПАПА, дедушка– сильный, мужественный, смелый. Дошкольники много нового и интересного узнают о русских богатырях, подвигах солдат, родах войск, современных защитниках Отечества. Песни и танцы, театрализованные постановки этой тематики легко запоминаются детьми.
При решении задач по теме «Мой город и область, в которой я живу» разучиваем и прослушиваем с воспитанниками песни о Тюмени и Тюменской области, Сибири, исполняем с детьми хореографические композиции с использованием символики города и области. Ну, а родителей ждет «Волшебная шкатулка» с песнями и стихами о городе Тюмени.
«День Земли»
Еще одной ступенью нравственно-патриотического воспитания является знакомство с Землей - с нашим общим домом. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. На занятиях как можно больше знаний о планете Земля через музыкальное восприятие - слушание, исполнение песен, провожу беседы с детьми, что наша Земля живой организм, и поэтому нужно беречь, защищать и любить свою планету.
В весенний период, начиная со старшего дошкольного возраста, традиционно проводим с детьми «День Земли». Дети с удовольствием перевоплощаются и в птиц, и насекомых, и бабочек, и цветы.
Каждый ребенок очень серьезно и ответственно относится к данной ему роли, но в тоже время непосредственно и открыто справляется с ней.
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, на музыкальных занятиях я стараюсь воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, к природе.
«День Победы»
Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца, провожу с детьми подготовительных групп. В этой теме я раскрываю детям великие подвиги советского солдата, знакомя их с песнями того времени.
Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. При подготовке и проведении праздника, посвященного Дню Победы, использую качественные фонограммы военной музыки и песен, а также фотографии военных лет, слайды, видеопрезентации. Ярким украшением праздника являются песни, танцы, упражнения с различными атрибутами (цветами, флагами, воздушными шарами) под музыку, эпизоды театрализованных представлений.
Взаимодействие с семьей
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с детьми и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Чтобы привлечь и заинтересовать родителей к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей, творческой группой был разработан план работы в рамках «Школы заботливых родителей», где были определены мероприятия – уроки – это и «Мастерская чудес», и «Час для вас», и «Музыкальная гостиная» и др.
Воспитатели и педагоги специалисты постоянно поддерживают интерес родителей по данной проблеме. Они оформляют наглядную информацию в уголках для родителей, выпускают памятки, дают рекомендации, проводят выставки и конкурсы. Родители с большим желанием и интересом принимают участие.
Мы всегда рады, когда родители с удовольствием принимают участие в утренниках,
играют роли разных персонажей, доставляя тем самым удовольствие своим детям.
В группе или на кружке, дети изготовляют подарки для самых близких и любимых им людей. С каким же трепетом они относятся к этому, и с какой гордостью несут домой!
Так родители дома делают мини-выставку творческих работ своего ребенка, тем самым, вдохновляя его на новые шедевры.
Взаимодействие с педагогами
Немаловажное значение в реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию имеет взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. Работа по формированию нравственно-патриотических чувств продолжается в совместной и в самостоятельной деятельности с детьми.
Педагоги ведут активную деятельность и помощь при подготовке к праздникам и развлечениям: закрепляют тексты песен в свободное от занятий время, разучивают стихотворения, закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях.
Воспитатели готовят с детьми рисунки, а впоследствии оформляют выставки, открывают художественные галереи., которыми любуются родители и гости детского сада. Также дети на занятиях по изобразительной деятельности под специально подобранную мной музыку выполняют различные поделки.
Инструктор по физической культуре проводит спортивные мероприятия совместно с родителями по данной теме.
На празднике «С днем рождения, Земля!» был открыт «Художественный салон» по временам года с репродукциями известных художников. Организация таких экспозиций и выставок вызывает чувство прекрасного у детей, компенсирует эстетическую недостаточность, восполняет эмоциональный дефицит, возникающий у современных дошкольников.
В учреждении создана и работает творческая группа педагогов. Мы стараемся использовать для общего дела достижения, находки воспитателей, их опыт работы. Результатами работы творческой группы являются сценарии утренников и развлечений, конспекты занятий, оформление интерьера музыкального зала к проведению праздников и театрализованных представлений.
Результативность
Работа приносит удовлетворение, когда видишь желаемый результат. В нашем детском саду проходят довольно часто праздники и развлечения, которые очень любимы детьми. Дети с огромным удовольствием готовятся к ним, ждут с нетерпением предстоящего праздника.
Праздничные мероприятия проходят на высоком эмоциональном подъёме детей, что приводит меня к огромному ощущению радости, самоудовлетворению.
Родители со словами благодарности подходят в конце праздничного мероприятия, благодарят за праздник, доставленный не только детям, но и самим родителям
В конце учебного года (3 и 4 неделя мая) провожу диагностику для определения уровня усвоения детьми знаний по музыкальному воспитанию.
Заключение
Работа с детьми показала, что останавливаться на достигнутом нельзя – нужно двигаться вперёд.
Дошкольное детство – это начальный этап, один из ведущих факторов становления человеческой личности. Для себя я сделала вывод: нравственно-патриотическое воспитание необходимо формировать с раннего возраста, при этом не мало важную роль играет музыка и театр.
Я планирую совместно с воспитателями и педагогами – специалистами нашего детского сада продолжать работу по решению задач, поставленных перед собой.
Таким образом, музыкальное воспитание неразделимо от нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Проведение всех мероприятий способствует выполнению поставленных мною задач.