Татьяна Александровна Кузьмичева
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания самостоятельности у подрастающего поколения.
Современное общество, характеризуемое нестабильностью, актуализирует проблему воспитания человека, умеющего проявлять самостоятельность, творчески мыслить, принимать нестандартные решения и реализовывать их в своей деятельности. Самостоятельность не дается человеку с рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Все это важно для формирования системы ценностей, активной жизненной позиции.
Публикация «Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и дошкольные образовательные учреждения. В современных условиях они помимо функции ухода, оздоровления и обучения детей начинают выполнять функции максимального развития личности, раскрытия индивидуальности, способностей ребенка. Следовательно, с раннего возраста надо начинать воспитание относительно устойчивых форм поведения, являющихся основой активной позиции в будущем: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду, формирование качеств, способствующих активности, инициативности, самостоятельности. Воспитание самостоятельности в дошкольном возрасте предполагает не только проявление ее в сфере самообслуживания, но и поощрение желания ребенка обрести независимость в мыслях, поступках, деятельности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что самостоятельность развивается в различных видах деятельности : учебной, игровой, трудовой, художественной, конструктивно-игровой. Следует выделить три основных подхода к пониманию самостоятельности :
первый – самостоятельность как характеристика способа деятельности, в частности:
а) Л. А. Порембская считает, что эффективным видом деятельности для развития самостоятельности является бытовой труд;
б) Ф. В. Изотова – конструктивно-игровая деятельность;
в) Н. А. Ветлугина – художественная деятельность;
г) Л. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян отводят важную роль игре в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста;
д) Г. Н. Година уделяет большое внимание развитию самостоятельности в процессе воспитания и обучения младших дошкольников.
второй – самостоятельность рассматривается как качество личности (В. Н. Зинченко С. А. Марутян и другие);
третий, в котором самостоятельность изучается с точки зрения позиции личности в группе (Т. В. Сенько и другие).
Воспитанию самостоятельности в трудовой деятельности уделяли большое внимание исследователи: Л. В. Антониди, Г. В. Груба, В. П. Дуброва, Л. А. Порембская, Д. В. Сергеева и др.
На основе богатого экспериментального материала Л. А. Порембская (4) показала, как в зависимости от приобретения трудовых навыков и умений значительно расширяется сфера самостоятельности детей не только в элементарном самообслуживании, но в разнообразных видах общественно полезной работы (дежурство по столовой, уголку природы, помощь взрослым и т. д.).
В исследовании автор выделяет несколько ступеней развития самостоятельности в труде.
1 ступень. Ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания. При трудностях дети легко отступают. Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий, но устойчивости нет.
2 ступень. Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, но с некоторой помощью взрослых. Четкой целенаправленности в работе нет. К результату почти безразличен. Стремление к самостоятельности выражено ярко.
3 ступень. На ней самостоятельность приобретает первичный характер. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату. Проявляется упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности.
4 ступень. Проявляется независимость от взрослого в труде. Способ деятельности подчинен цели. Характерной чертой деятельности становится создание необходимости выполнять свои обязанности. Трудности преодолеваются самостоятельно. Ребенок настойчиво ищет выход из затруднительной ситуации, он становится уверенным в себе, появляется объективная самооценка.
Л. А. Порембская указывает и на причины, тормозящие развитие самостоятельности :
• отсутствие сознания необходимости труда;
• отсутствие умений и навыков, нужных в трудовой деятельности;
• отсутствие привычки к самостоятельности и трудовому усилию.
Л. В. Антониди (1) обращает внимание на то, что активность дошкольников в трудовой деятельности, их самостоятельность и творчество определяются постоянным развитием их интересов: если порученное ребенку дело вызывает у него глубокий интерес, то он выполняет его с увлечением и радостью, что создает благоприятные условия для проявления самостоятельности.
Исследования, проводимые В. П. Дубровой (3, позволили определить различные формы проявления самостоятельности в трудовой деятельности.
1. Активная (дети выполняют работу при отсутствии подробного инструктирования).
2. Пассивная (дети самостоятельно трудятся только после указаний воспитателя).
3. Избирательная или ситуативная (характеризуется неустойчивостью и зависит от системы требований и от личности воспитателя).
4. Эпизодическая (проявляется в определенном виде труда и зависит от эмоционального состояния ребенка).
Автор указывает также на то, что формирование самостоятельности у дошкольников, в отличие от других нравственно-волевых качеств личности, с одной стороны, обусловлено зарождением самосознания ребенка, с другой стороны – педагогической позиции взрослых по отношению к нему, а следовательно, степенью свободы, которую они предоставляют ребенку в рамках его возможностей.
В. П. Дуброва указывает на ошибки, которые допускают взрослые в воспитании детской самостоятельности : гиперопека (способна привести к разного рода деформациям в структуре самостоятельности и к личностным искажениям – инфантилизму и малоинициативности).
Исследование данного автора позволило выявить причины, затрудняющие воспитание самостоятельности у старших дошкольников в семье.
1. Объективные причины (8,6%) :
- наличие в семье младшего брата или сестры и связанное с этим желание старшего ребенка тоже быть маленьким;
- условия жизни семьи и неблагоприятный микроклимат в семье;
- нехватка времени для воспитания детей, которое взрослые объясняют большой занятостью.
2. Индивидуальные особенности ребенка (18,3%) :
- нерешительность, неусидчивость, невнимательность, упрямство, капризы, непослушание, неумение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, леность ребенка и т. д.
3. Недостаток педагогической культуры взрослых членов семьи (16,6%) :
- отсутствие педагогических знаний, недооценка возрастных возможностей ребенка и, как следствие этого, излишняя его опека;
- отсутствие единства требований взрослых к ребенку;
- так называемая «Проблема бабушки»;
- отсутствие у молодых родителей опыта воспитания.
Анализ данного исследования позволяет установить непосредственные связи между переменными, характеризующими педагогическую позицию взрослых и самостоятельность дошкольника.
Особенности проявления самостоятельности дошкольников в зависимости от педагогической позиции взрослого
Педагогическая позиция взрослых Особенности проявления самостоятельности
Партнерские взаимоотношения
• взрослые положительно относятся к участию ребенка в труде;
• часто привлекают детей к сотрудничеству, считая их участие важным для личностного развития;
• при столкновении ребенка с трудностями разбирают вместе, ка быть дальше;
• в процессе труда используют замечания только в форме доброжелательных советов, подсказки или шутки. Самостоятельные дети
• характерно самостоятельное или по предложению взрослого включение в труд и выполнение работы при отсутствии длительной инструкции со стороны взрослых;
• мотивируют свое участие в труде;
• владеют необходимыми трудовыми навыками. Действуют независимо;
• планируют, что и в какой последовательности будут выполнять;
• самостоятельно (иногда совместно со взрослыми) преодолевают возникшие трудности и достигают результата;
• в процессе работы не отвлекаются;
• эмоциональное состояние в это время радостно-приподнятое.
Гиперопека
• взрослые считают, что ребенку дошкольнику рано трудиться, а тем более оказывать в сложном, по их мнению, труде;
• взрослые не отстраняют ребенка от деятельности, если он проявляет желание и включается в помощь, но строят общение в ней как воздействие;
• при столкновении ребенка с трудностями начинают активно помогать, иногда отстраняют его от дальнейшей работы;
• в процессе труда замечания и советы ребенку не дают, а начинают все делать сами, подавляя детскую активность и самостоятельность. Несамостоятельные дети.
• участвуют в труде только по предложению взрослых или отказываются в нем участвовать вообще;
• планируют и выполняют работу только тогда, когда этой деятельностью занят взрослый, подражая ему при этом;
• трудности преодолевают с посторонней помощью, а если не получают помощь, оставляют работу;
• активность, инициативу проявляют редко;
• постоянно отвлекаются, «скатываются» с труда на игру или начинают шалить и баловаться;
• нередко они доводят работу до конца и достигают поставленной цели лишь с педагогической помощью;
• проявляют равнодушное отношение к труду;
• настроение в процессе работы либо возбужденно-суетливое, либо пассивно-безразличное;
• к советам и замечаниям взрослых нечувствительны.
Гипоопека
• взрослые безразличны к участию ребенка в труде;
• отсутствие понимания, поддержки со стороны взрослых.
• проявляют равнодушие и безразличие к деятельности;
• не владеют необходимыми трудовыми навыками;
• отмечается синдром беспомощности;
• низкая самооценка
Вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес. Семья создает личность ребенка, и от того, как строятся взаимоотношения в семье, какие ценности и интересы выдвигаются на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Литература
1. Антониди Л. В. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду. – В книге Нравственное воспитание в детском саду / Под. ред. Р. С. Буре. М. 1987 г.
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Пособие для педагогов - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011. – 136с.
3. Дуброва В. П. Влияние педагогической позиции на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис…кан. пед. н. - Минск, 1997 г.
4. Порембская Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности. //Уч. зап. Т. 126-Л. ,1956 г. стр7-42.