Ольга Пыхова
Методические рекомендации: организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Данные методические рекомендации разработаны для педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад и содержат рекомендации по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития инди-видуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и ин-тересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
Публикация «Методические рекомендации: организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
• содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе тех-нические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познава-тельную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспе-риментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревно-ваниях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды :
•Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность взрослого и ребенка.
•При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику, и обеспечивать среду, как общими, так и специфичными материалами для девочек и мальчиков.
•Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (группы).
•В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зона его ближайшего развития.
•Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная,трудовая,музыкально-художественная,двигательная).
Дата___
Группа (возраст) ___
Воспитатель___
Программное обеспечение образовательного процесса___
Содержание анализа Самооценка
(1 балл) Оценка
(1 балл)
1 Безопасность :
1.1 Соответствие требованиям СанПиН2.4.1.2731-10
1.2 Наличие сертификата качества игрового материала и оборудования
Соответствие требованиям инструкций по охране жизни и здоровья
детей:
1.3 Наличие игрового материала и оборудования без повреждения
наружных поверхностей
1.4 Отсутствие травмоопасногоигровой материала и оборудования
1.5 Фиксирование игрового оборудования и мебели к стенам и полу
ИТОГО: 5-соответствует требованиям безопасности
4-частично соответствует
0-3-не соответствует
2 Предметно-развивающая среда
(соответствие современным требованиям и принципам) :
2.1 Доступность и свобода выбора игрового материала
2.2 Соответствие возрастным особенностям и учет «зоны ближайшего развития»
2.3 Учет полоролевыхинтересов детей
2.4 Мобильность, комплексирование, гибкое зонирования (изменение функций предметно-игрового пространства)
2.5 Эстетика оформления (за каждую позицию 1 балл) : единство стиля гармония цвета наличие в интерьере произведений искусства наличие детских работ
2.6 Рукотворный материал (дидактический, игровой)
3 Создание условий для детской деятельности:
3.1 игровой
3.2 продуктивной
3.3 познавательно-исследовательской
3.4 коммуникативной, чтения художественной литературы
3.5 трудовой
3.6 двигательной
3.7 музыкально-художественной
4 Информационное пространство для родителей
4.1 наглядность
4.2 эстетика оформления
4.3 содержание информационных материалов
4.4 наличие информации о каждом воспитаннике группы (фотоматериалы, детские работы и др.)
4.5 материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс группы
4.6 наличие материалов по использованию нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
ИТОГО: 20 -23 балла (со 2 -4 пункта)-соответствует современным требованиям
11-19 баллов -частично соответствует
10 и менее баллов -не соответствует