Наталия Пимашова
Опыт работы по ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему «Творчество во всем!»
Воспитание творческой личности – это одна из основных задач, которая стоит в современном мире. Необходим ребенок, подготовленный к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Именно ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Публикация «Опыт работы по ТРИЗ» размещена в разделах
В центре внимания человек, творящий и имеющий богатое воображение. Владеющий способом решения изобретательных задач и имеющий цель в жизни. Целью ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой стороны – поисковая активность, стремление к новизне, творческому воображению. В наш детский сад ТРИЗ пришел, из журналов: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Ребенок в детском саду». Изучив материалы, начали создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ.
Ведь в каждом ребенке есть что-то особенное, мы решили дать детям возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неточности в своих ответах и размышлениях. Мы знаем, что развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредствам дидактических игр. Решили начать работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л. А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» и т. д. Больше всего элементы ТРИЗ применяем в математическом развитии и при ознакомлении с окружающим миром. Формируя математические представления, ТРИЗ придает занятиям комплексный характер (помимо математических представлений, развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности). Мы решили попробовать применить ТРИЗ в придумывании сказок с помощью схем. Эту работу начали со знакомых сказок, пословиц и поговорок. Дети учились выделять в сказках мораль: «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей». (сказка «Снежная королева» Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей не помогли).
Интересно было придумывать сказки самим и схематично выкладывать их с помощью счетных палочек. Чтобы заинтересовать детей сделали трафареты-головы животных, их использовали при выкладывании из (гороха, риса, гречки) это позволило развивать мелкую моторику и дало простор для фантазии. Изготовили несколько схем для образца (флажки, деревья, корабли, звездочки) и предложили скопировать, используя счетные палочки. Дети легко справились с этим заданием им очень понравилось. Тогда решили усложнить задание, предложили выложить знакомую сказку с помощью геометрических фигур и счетных палочек. Видя, как дети фантазируют, начали вводить схематическое изображение с помощью карандаша, нужно придумать сказку, изобразить ее схемой и рассказать. Детям это удалось, просто молодцы.
Поэтому, считаем применение элементов ТРИЗ у детей снимает чувство скованности, преодолевает застенчивость, развивает фантазию, логику мышления, воображение. Данная технология дает ребенку возможность проявлять индивидуальность. Учит нестандартно мыслить. А также развивает такие качества: радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Творите!