Шепелева Татьяна
Консультация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения в ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационная часть.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования, педагоги прекрасно понимают, что в их руках находится самое ценное в жизни человека - это ребенок, поэтому их обязанность - сохранить уникальность детства.
Эталон ребёнка в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях введения в ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.
Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.
Первой, возникающей в онтогенезе( 2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно - манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша: ребенок хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятие с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения: внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры : ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.
2. Практическая часть.
Психолого-педагогическое внимательное воздействие воспитателя облегчит малышу становление и развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а значит, и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нем.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей такие игры: «Подари улыбочку», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики». Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Паучок» и другие.
На следующем этапе,чтобы развивать хорошие взаимоотношения между детьми, воспитывать желание говорить друг другу комплименты использую такие игры,как «Волшебные очки», «Добрый волшебник». Но больше всего детям нравится игра «Волшебные очки» суть которой заключается в следующем: дети садятся в круг и по очереди желающие, надевая «волшебные очки», рассказывают что-то хорошее о своих товарищах или своём друге, называя только положительные качества. Игра продолжается, пока есть желающие надеть «волшебные очки».
А как можно поднять настроение своим друзьям и близким? Правильно. Добрыми нежными словами и комплиментами. В результате, в группе исчезает эмоциональное напряжение, у детей поднимается настроение, в течение дня ребята стараются избегать конфликтных ситуаций, играют дружно.
Также, хочется рассказать, как в своей практике используюнаглядно - дидактическое пособие «Дуб добрых дел», направленное на достижение следующих целей:
• Помочь детям научиться видеть достоинства своих сверстников, радоваться их успехам;
• Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки;
• Стимулировать развитие морально- этических качеств ребенка, правильной самооценки и стремления совершать положительные дела и поступки.
Расскажу о работе с «Дубом добрых дел». У каждого ребенка группы на этом дереве есть свое место, где помещена его фотография. Постепенно на дереве возле фотографии вывешиваются плоды (желуди, символизирующие добрые дела ребенка. Периодически (2 раза в месяц) в зависимости от нравственной ситуации, сложившейся в группе, проводится обсуждение событий, произошедших за это время. Сигналом для начала разговора может послужить изменение цвета желудя (от желтого до коричневого) у того или иного ребенка, а также изменение настроения сказочного персонажа (игрушки). Он,то грустит, то радуется около «Дуба добрых дел», вызывая ответную реакцию детей.
Обсуждая различные нравственные ситуации, дети анализируют их, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности. Наблюдая негативные поступки, негативные проявления своих товарищей, подсказывают друг другу, как надо поступать.
«Дуб добрых дел» может также подать сигнал тревоги, еслидети отмечают у своего товарища регулярное непослушание, проявление жадности или какие-то другие негативные качества. Тогда на «Дубе» появляется червячок, который постепенно может «уничтожить» плод.
Используя это пособие, воспитатель в интересной для ребенка игровой форме может помочь ему научиться делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности, переживать, совершив тот или иной проступок, помнить о нем, и стремиться быть лучше.
Вот это то, немногое, чем мне хотелось бы с вами сегодня поделиться.
Данная тема является темой моего самообразования, я нахожусь в постоянном поиске новых идей: методов, форм работы по развитию социально-коммуникативных качеств дошкольников и считаю, что это одно из самых важных качеств подрастающего поколения.
Заканчивая свое выступление, хочется сказать: «Дорогие педагоги! Любите своих воспитанников, окружайте их теплом и заботой, чтобы дети чувствовали вас, чаще дарите улыбки детям! Всего вам самого доброго и светлого!