Ольга Глинина
Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему:
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»
«Именно творческая деятельность человека делает его
существом, обращенным к будущему, созидающим
его и видоизменяющим свое настоящее».
Лев Семенович Выготский
Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы.
Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что нас тревожит.
Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся не бояться, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Развитию творческой фантазии способствует «новизна» содержания, необычная форма выполнения задания, и если это не учитывать, то результат творческой деятельности ребенка может потерять свою оригинальность и самобытность.
В последние годы многие педагоги все чаще и чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. Почему? Потому что результат обычно очень эффектный (это сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей ребенка.
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия, внимания и усидчивости.
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
• Развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, воображение и полёт фантазии.
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
• Способствует снятию детских страхов.
• Развивает уверенность в своих силах.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
Существует много видов техник нетрадиционного рисования. Это такие виды как монотипия, акватипия, диатипия, рисование с помощью ладошки, кляксография и многие другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Рисование нетрадиционным способом - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Каждая из этих видов техники - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Вот, например, один из видов нетрадиционной техники– Кляксография– это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.
Дети с удовольствием занимаются кляксографией.
Главный герой рисунка – обычная клякса! В процессе рисования сначала получаются спонтанные изображения, затем дорисовываются детали.
Эта техника заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После беседы, не принуждая ребенка, а показывая как, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Детям очень нравится рисовать именно в этой технике, особенно раздувать кляксу трубочкой.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику, комбинировать разные материалы. Дети начинают экспериментировать и творить, ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования дает колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.
Разрешите свое выступление закончить словами Эдуарда Успенского
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников!