Марина Бурлакова
Сообщение из опыта работы «Значение дидактических игр по экологии в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Значение дидактических игр по экологии в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Опыт работы, практика
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитываю эмоциональную отзывчивость, формирую умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В дидактических играх с детьми уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Через игры подвожу детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Использую игры для расширения и углубления экологических представлений с учётом тех представлений, которые сформированы у детей дошкольного возраста :
• О многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
• О взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
• О человеке как части природы;
• О культуре поведения в природе.
В Программе воспитания и обучения в разделе по ознакомлению с окружающим ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.
Для реализации своих задач, с детьми провожу следующие дидактические игры : «Что сажают в огороде?», «Что где растет?». Цель игры: классификация растений по месту их произрастания. В игре «Вершки - корешки» с детьми закрепляем знания об овощах. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляем знания о временах года. Кроме этого, проводим игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Организуем мы их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. В таких играх закрепляем знания детей об окружающей их природной среде, формируем мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываем любовь к природе, бережное к ней отношение.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настольно-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.
При ознакомлении детей с природой я также использую дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры провожу как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.
Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры я использую повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Провожу их с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучиваем природоведческие словесные игры по правилам, общим для всех дидактических игр. В младших группах на первом этапе игру проигрываем вместе с детьми. По ходу игры сообщаю одно правило и тут же реалию. При повторной игре сообщаю дополнительные правила. На втором этапе выключаю себя из активного участия в игре, руковожу со стороны, направляю игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Игровые упражнения. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.
Игры-занятия («Путешествие в лес», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Использую игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даю как часть занятия.
Дидактические игры провожу с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.
Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в её ход кукол, сказочных персонажей, которые объясняют правила игры, следят за их соблюдением, поощряют ребят.
Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение мной элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.
Обобщая все выше представленное, я сформулировала следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Исходя из проделанной работы взрослого и детей, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.