Светлана Ишмуратова
Справка по результатам тематического контроля «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Основание для проведения планового тематического контроля :
Приказ № 54 от 21.03.2016 г.
Сроки проведения тематического контроля с 21.03.2016 г. по 29.03.2016 г.
Состав комиссии:
- Ишмуратовой Светланы Викторовны – старшего воспитателя;
- Вахниной Надежды Даниловны – инструктора по физическому воспитанию;
Публикация «Справка по результатам тематического контроля „Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
- Подойниковой Ирины Михайловны – воспитателя.
Цель: изучение состояния работы в ДОУ по организации театрализованных игр с целью развития речи дошкольников.
Задачи:
1. Изучить условия, созданные по театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.
2. Оценить эффективность методов и приемов работы с детьми, используемые педагогами в руководстве театрализованной деятельности.
3. Оценить предметно-развивающую среду, условия для организации педагогического процесса (наличие театрализованных центров, их содержание в соответствии с программными и возрастными требованиями).
4. Изучить взаимодействие с родителями с целью развития ребенка.
Тематическая проверка показала следующие результаты :
Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности показало, что дети старшего возраста свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, объяснять). Дети подготовительной к школе группы владеют элементарными нормами и правилами родного языка, соблюдают правила речевого этикета. Однако, недостаточно развита звуковая культура речи (у многих детей) и невысок уровень связной речи при пересказе сказки или художественного произведения. В целом речевое развитие детей старшей и подготовительных групп соответствует среднему уровню программных требований. Основные направления развития речи младших и средних дошкольников формируются в соответствии с программными задачами и также соответствуют норме.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Тематический контроль показал, что театрализованной деятельности многие воспитатели уделяют значительное место в своей работе. С целью изучения уровня развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, были проведены театрализованные представления в каждой возрастной группе с участием детей: подготовительная к школе группа сказка «Гуси лебеди» сказка на новый лад, старшая группа «Волк и семеро козлят на новый лад», средняя группа «Теремок», 2 младшая группа «Теремок», 1 младшая «Репка», для 2 группы раннего возраста воспитатели провели театрализованную игру с участием детей «Две зеленые лягушки». Особо хочется отметить кропотливую работу по развитию ребёнка в театрализованной деятельности воспитателей подготовительной к школе группы с привлечение музыкального руководителя, которые вместе с детьми подготовили театрализованное представление «Гуси лебеди» на новый лад. Данное представление было показано на методическом объединении музыкальных руководителей, на районном уровне. Анализируя данные показы можно сделать вывод о том, что задачи и содержание постановок соответствуют возрасту детей. В развлечения удачно включались музыкальный, песенный, танцевальный репертуар. Атрибуты были удобно расположены, доступны детям. Все воспитатели совместно с родителями провели большую работу по подбору костюмов и декораций. В результате проведенных показов заметна эффективность работы педагогов в развитии творческих способностей детей. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональной, выразительной речи детей, часть детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Наблюдая за поведением детей в самостоятельных играх хочется отметить, что и здесь воспитатели умело, руководят игровой деятельностью, становятся «играющими партнёрами» (воспитатель обыгрывала с детьми сказку «Колобок» беря на себя различные роли, дети охотно вступали с ней в игру, общались как с персонажем сказки). Воспитатели проводят с детьми много разнообразных словесных игр, игр с пальчиками, игр-драматизаций, построенных на диалоге персонажей, что играет немаловажную роль в развитии речи детей. Во 2 младшей группе постановка драматизации «Что такое хорошо…» (на занятии по развитие речи, в старшей группе обыгрывались сказки «Три медведя», «Спор животных», стихотворение «Доктор Айболит» и др. В подготовительной группе воспитателями используется такой способ, как организация игрового общения в парах и малыми группами (по три-четыре человека). Такой способ организации детей даёт больше возможностей для взаимообучения, каждый ребёнок пробует себя в разных ролях. Дети учатся красиво и правильно говорить. Всеми воспитателями широко используются возможности художественных произведений.
Было проведено анкетирование воспитателей, в котором они отметили важность театрализованной деятельности в работе с детьми, её положительное влияние на речевое развитие ребёнка. Трудность в работе по театрализованной деятельности в группах младшего дошкольного возраста состоит в том, что многие дети плохо говорят, застенчивы. По мнению воспитателей групп старшего дошкольного возраста затруднения состоят при оформлении пространственной среды для театрализованной деятельности, недостаточном методическом обеспечении, т. е. нехватки литературы и пособий по данному виду деятельности. По решению данного вопроса педагоги разработали по каждой возрастной группе картотеку по театрализованной деятельности. Однако не все воспитатели ответственно относятся к решению задачи речевого развития посредством театрализованной игр. Следует помнить, что театрализованная игра близка по своему воспитательному значению сюжетно-ролевой игре, в которой ребёнок действует свободно, в непринуждённой обстановке. Необходимо изучить цели, задачи, содержание и основные принципы руководства театрализованными играми детей; планировать их с целью общего, в том числе речевого развития дошкольников.
Изучение предметно-развивающей среды для организации театрализованной деятельности показало, что во всех группах имеются театрализованные центры. Был проведен смотр-конкурс театральных центров. Особо хочется отметить 2 младшую группу. В данной группе имеют разнообразные виды театра, сказочных персонажей, театральные ширмы, элементы костюмов и центры «ряжения». Многие виды тетра с любовью сделаны руками воспитателей и родителей. Видна эстетика предлагаемых пособий и атрибутов во второй группе раннего возраста. Здесь также имеются персонажи для демонстрации кукольного спектакля, маски для драматизации, нетрадиционные виды театра (театр на варежках, театр на ложках, разнообразный пальчиковый театр и многое другое). Широко представлено наличие в группах библиотек сказок соответствующих возрасту детей. Однако, во 2 группе раннего возраста, 1 младшей группе отсутствуют атрибуты для ряжения, который является обязательным в младшей группе.
Результаты данного смотра – конкурса стали следующие:
2 младшая группа ( воспитатели: Арепринцева О. С., Демина С. В.) – является победителем.
2 группа раннего возраста, 1 младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы являются лауреатами.
Анализ документации показал, что во всех группах детского сада планирование работы соответствует программным требованиям и возрасту детей. Планируются следующие формы работы:
1. Беседы: подготовительная группа «Что такое театр?», средняя группа «Как вести себя в театре», старшая группа «Мы играем в театр»;
2. Этюды и упражнения по развитию творческих способностей детей: младшие группы «Поймай хлопок», «Что слышно», «Весёлый дождик» и др., средние группы «Слушай хлопок», «Четыре стихии», «Шалтай-болтай», «Волшебная палочка» и др., старшие группы «Волшебная корзинка», «Как тебя ласково называет мама», «Сосулька», «Покажи, как коза любуется собой в зеркало» (и подобные этюды на развитие творческого воображения).
3. Подвижные игры и этюды: через образ «покажи, как бегает ёж, как поссорились два петушка…» и т. д.
4. Разучивание скороговорок (работа с голосом);
5. Чтение художественной литературы (согласно программе);
6. Продуктивная деятельность : Рисование любимых сказочных героев, изготовление атрибутов для игры в «Театр», изготовление элементов костюмов;
7. Работа над постановкой сказки: чтение сказки, анализ каждого события, анализ характера каждого персонажа, создание образа, разучивание сказки по сценам.
8. Использование средств ТСО: прослушивание диска со сказками (старшая группа, просмотр сказок.
Однако не во всех группах запланирована индивидуальная работа с детьми по использованию театрализованных игр и упражнений с целью развития речи.
Вопрос взаимодействия с родителями по этой теме освещён достаточно. В группах имеется наглядный материал по театрализованной деятельности с детьми : консультация логопеда «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений», папка-передвижка «Театр в жизни ребёнка», памятки для родителей «Мы идём в театр», «Что рассказать детям о театре». Родители приглашались на просмотры сказок, оказали помощь в пошиве костюмов для постановок.
Результаты интервью с родителями: все опрошенные родители ответили, что у детей проявляется творчество в играх, инсценировках, рисовании, пении, лепке. Родители также отвечали, что намного увеличился творческий потенциал детей после участия самих детей в постановке сказок. Пожелания и предложения родителей следующие: организовать в детском саду театральный кружок или студию, привлекать самих детей к участию в сказках.
Подводя итог тематической проверки организации театрализованной деятельности с дошкольниками следует оценить работу педагогического коллектива детского сада удовлетворительно. В целях улучшения работы по этому направлению воспитателям даны следующие рекомендации:
- изучить методические рекомендации по развитию речи детей, их развитию в театрализованной деятельности на основе задач развития игры;
- систематизировать работу по ознакомлению детей с театром, видами спектаклей;
- продолжать пополнять театральную копилку различными видами театра, активнее привлекать родителей к данному виду деятельности;
- сделать традицией ежегодное проведение «Недели театра».
- по результатам смотре –конкурса театрализованных центров наградить грамотами:
2 младшую группу ( воспитатели: Арепринцева О. С., Демина С. В.) – является победителем.
2 группа раннего возраста, 1 младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы являются лауреатами.