Елена Семенова
Из опыта работы «Технология освоения детьми процесса заучивания и пересказа текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми процесса пересказа текста.
(c 4-х лет)
Реализация технологической карты возможна после тренингов, при которых дети могут понимать и «считывать» схемы.
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу пересказа текста. Создать условия для усвоения обобщенной модели пересказа.
Публикация «Из опыта работы „Технология освоения детьми процесса заучивания и пересказа текста“» размещена в разделах
Наглядность: чистый лист бумаги, фломастер или карандаш для схематизации текста. Схематизированные тексты после пересказа сворачиваются и сохраняются в детской библиотеке.
Схемы этапов пересказа (правила организации деятельности) :
Схема правила 1: внимательно послушать текст, для пересказа;
Схема правила 2: зрительно представь ситуацию, описанную в тексте;
Схема правила 3: разыграй театральную постановку на основе текста;
Схема правила 4: расскажи сам кому-нибудь текст, как можно подробнее.
Технологическая карта освоения процесса пересказа текста.
В группе необходимо наличие детской библиотеки в виде книжных полок и место для самостоятельного рассматривания книг детьми. Организовать и обновлять картотеку текстов для пересказа в этой библиотеке. Поощрять длительное рассматривание книг различного содержания и самостоятельное повторное «считывание» схем ранее пересказанных текстов.
1. Обсудить с детьми, что такое пересказ и как сделать так, чтобы этот пересказ был очень качественным.
Предложить текст для пересказа, и выставить схему №1.
2. Повторное чтение и схематизация текста для пересказа (схема №2). Обыгрывание театральной постановке на основе прочитанного текста (схема №3).
3. Пересказ текста детьми (каждый ребенок пересказывает текст самостоятельно, кому-нибудь из взрослых; рассказ и его название записывается).
4. Повторить с детьми этапы успешного пересказа. Схемы пересказа «свернуть» в сигнальную модель.
5. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняют правила пересказа текста. Побуждать детей самостоятельно схематизировать текст прочитанный воспитателем.
6. С 6-и лет читающие дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо пересказывать текст.
Примечание.
При освоении процесса пересказа важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛИ пересказа.
Воспитатель время от времени возвращается к схемам, ранее пересказанным текстам и побуждает детей повторно рассказать их.
Поощрять деятельность детей по созданию индивидуальных папок для самостоятельно схематизированных текстов.
Освоение детьми процесса заучивания стихов.
(c 3,5-х лет)
Реализация технологической карты возможна после тренингов, при которых дети могут понимать и «считывать» схемы.
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу заучиванию.
Наглядность: чистый лист бумаги, расчерченный по количеству строк и количеству слов в строке. Схематизированные тексты стихов после заучивания сворачиваются и сохраняются в детской библиотеке.
Технологическая карта освоения процесса заучивания стихов.
В группе необходимо наличие детской библиотеки в виде книжных полок и место для самостоятельного рассматривания книг детьми. Организовать и обновлять картотеку стихов в этой библиотеке. Поощрять длительное рассматривание книг различного содержания и самостоятельное повторное «считывание» схем ранее выученных стихов.
1. Обсудить с детьми, тексты любимых стихотворений. Побуждать детей рассказывать знакомые стихи.
2. Предложить стихотворение для заучивания текста. Выставить таблицу для схематизации слов стихотворения.
Например: стихотворение А. Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
Для заучивания этого стихотворения необходима пустая таблица, в ячейки, которой вставляются схемы КАЖДОГО СЛОВА ТЕКСТА, в том числе и предлогов.
3. Схематизация текста вместе с детьми. Воспроизведение стихотворения разными интонациями, темпом и обыгрыванием.
Схему стихотворения вложить в папку «Схемы стихов».
4. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети повторяют ранее выученные стихи.
5. С 5-и лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо схематизировать текст стихов.
Примечание.
Воспитатель время от времени возвращается к схемам, ранее выученных стихов и побуждает детей повторно рассказать их.
Поощрять деятельность детей по созданию индивидуальных папок для самостоятельно схематизированных стихотворных