Ольга Лобачева
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
Автор статьи: Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 303.
Публикация «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия „Модель времени“» размещена в разделах
Автор разработки: Курносенко Екатерина Аркадьевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 303.
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Время и пространство — наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных технологий развития у детей пространственно-временных представлений.
Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, они конкретно определили, через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие.
На основе таких явлений нами было создано многофункциональное дидактическое пособие «Модель времени», которое представляет собой 3 полусферы с полями в порядке увеличения.
Каждая полусфера разделена на определенное количество секторов :
сфера сутки – самая маленькая, разделена на 4 сектора (ночь, утро, день, вечер);
сфера неделя – больше по размеру, разделена на 7 секторов;
Самая большая полусфера – год, состоящий из 12 секторов – месяцев, разных по цвету.
К каждой полусфере имеются дополнения:
Сутки: карточки с изображением деятельности детей в разное время суток, картотека стихов и загадок, песен о времени суток, карточки с изображением часов (механических и электронных)
Месяц: карточки с календарными и обрядовыми праздниками по месяцам года.
Год: Цветные ленточки-лучи от каждого сектора, карточки с изображением характерных особенностей времени года (например, гриб, летящие птицы и др., которые крепятся к ленточкам определенного времени года с помощью скрепок. Карточки с изображением разных времен года с названием и без.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны. Дидактическое пособие «Модель времени» адресовано воспитателям дошкольных учреждений для работы с детьми 3 – 7 лет.
Пособие разработано с учетом трудностей, которые встречаются при ознакомлении детей со временем. Форма пособия (когда детали по принципу матрешки накрывают друг друга) позволяет детям наглядно увидеть, что неделя состоит из дней, месяц из недель, год-из месяцев. В процессе манипуляции с полусферами у детей складывается понятие о времени.
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста.
• Принцип последовательности предусматривает постепенное освоение временных представлений.
• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможность использования следующих методов:
1. Словесный метод.
• Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Этот метод способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
• а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
• б) Модель времени
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
• продуктивная деятельность ( изготовление карточек: рисование, аппликация, а также лепка из соленого теста – объёмные фигуры).
4. Игровой метод.
• Игровые ситуации
В результате интеграции разных видов детской деятельности происходит освоение временных представлений, и что радует, дети сами дополняют «Модель времени» деталями, которые изготовили сами.
Какие задания можно предложить детям? Это зависит от того, какую цель ставит педагог, учитывая возраст и детей и их возможности.
Например
«Сутки»
Все мы знаем, что знакомство со временем мы начинаем с понятия сутки ещё в младшей группе. Сутки принято делить на 4 части. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями в окружающей среде (положение солнца, появление и исчезновение луны и звёзд, а с другой – со сменой видов деятельности людей.
Игра «Когда это бывает?»
Цель: определение частей суток и их последовательности.
Педагог предлагает «детям» рассмотреть картинки с изображением видов деятельности, характерных для каждой части суток.
Вопрос: «Когда это бывает?»
Задание: Нужно выбрать те картинки, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо из периодов суток (утром, днем, вечером или ночью) и расположить их в данный цветовой сектор.
Цвет служит показателем различных частей суток.
Игра «Разложи и назови по порядку»
Цель: закрепление последовательности частей суток.
Педагог говорит: «Я положу картинку, где нарисована ночь»
Вопрос: «Какие ты положишь по порядку потом?»
Также можно использовать загадки (педагог читает загадку, дети подбирают подходящую картинку и кладут её на соответствующий цветовой сектор).
Актуальность данного пособия в том, что «Модель времени» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать практически в любых видах деятельности детей 3-7 лет.