Анна Котельникова
Коллективная аппликация с детьми из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективная аппликация с детьми из опыта работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49
«Аленушка» с. Екатериновка Сальского района.
Сообщение на тему:
«Создание коллективных изображений с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности».
Подготовила:
Котельникова А. И. ,
воспитатель
МБДОУ №49 «Аленушка»
Ноябрь, 2018г.
«Чего один не сделает, сделаем вместе».
Публикация «Коллективная аппликация с детьми из опыта работы» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Коллективные аппликации в детском саду
- Коллективные работы
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Владимир Маяковский
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду мы должны научить детей жить среди людей. А объединит детей коллективная работа. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей и вызывают у них восхищение. Для себя я отметила, что коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.
Наше учреждение работает по Образовательной программе МБДОУ №49 «Аленушка» с учетом требований программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы и в своей практике я использую технологию Тамары Семеновны Комаровой.
Коллективная деятельность в дошкольном учреждении - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Уже в младшей группе мы начали создавать коллективные работы по аппликации. При создании коллективной работы «Цыплята на лугу», моей задачей было, вызвать у детей, прежде всего интерес к созданию коллективной работы, помочь изобразить цыплят из кружков разного размера. Дети учились составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе бумаги зеленого цвета. Такая форма работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ. Прежде чем выполнить работу я читала сказки, рассматривали иллюстрации.
Работа по развитию коллективного творчества продолжалась и в средней группе. Создавая коллективную композицию «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов», я обратила внимание на то, что дети еще не самостоятельны. При вырезывании и наклеивании они спрашивали о правильности выполнения задания, боясь испортить. Во время работы, можно было услышать вопросы: «А я правильно режу?», «Можно я приклею сюда гриб?». Они ждут помощи от взрослого.
Работая над коллективной аппликацией «Летящие самолеты» дети учились правильно составлять изображение из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, размещать самолеты по всей плоскости. На занятии дети овладели целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезывание, наклеивание). Я помогала детям работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевать трудности. Дети радовались общему результату, создав коллективную композицию.
При создании композиции «Волшебный сад» дети так же продолжали осваиваивать умение работать в коллективе, руководствуясь при этом не только личностными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. В процессе работы направляла детей на создание разнообразных изображений (волшебные деревья, цветы, яблочки). Помогала детям разместить изображение на общем листе.
Выполняя коллективную аппликацию в старшей группе «Блюдо с фруктами и ягодами», можно отметить, что дети более самостоятельны, они ждут от взрослого не помощи, а совета «Можно я вырежу яблоко красного цвета?», «А можно вырезать грушу и зеленый лист?». Здесь я увидела, что дети не просто выполняют задание, но и пытаются его усовершенствовать, что-то добавить свое, сделать на свой взгляд красивее, не такое как у всех. Действия детей более уверенные, проявляют свою инициативу.
На прогулке с детьми мы собирали красивые листья. Работая над коллективной аппликацией «Осенний ковер» в работе мы использовали не бумагу, а засушенные листья. Объяснила ребятам, что это очень хрупкий материал и с ним нужно работать аккуратно. В процессе работы продолжала формировать композиционные умения, красиво располагая листья по всей плоскости листа, эстетические чувства. Ребятам очень понравилось создавать коллективно образ осеннего ковра.
Дети в дошкольном возрасте плохо еще ориентируются в пространстве и на листе бумаги. При создании коллективной картины, моя задача продолжать развивать у детей чувство композиции, учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов.
В этом году со старшей группы, при выполнении коллективной работы, учу детей договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполняя одно дело, они начинают уступать и помогать друг другу, планируют свою работу, радуются успехам товарищей. Любая коллективная работа, имеет целевое назначение. Я подвожу детей к тому, что вместе сделать картину легче, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться со взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общались в основном с воспитателем, то теперь начинают общаться друг с другом, планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Моя задача научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Решая проблему развития коллективного творчества, я прежде всего, буду основываться на следующих принципах:
• творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
• учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
• управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
• комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Я стала замечать, что коллективные композиции радуют детей не случайно. Общий результат, он всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Коллективные виды работ помогают формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности, когда над одним замыслом работают подгруппа или вся группа детей. Дети с удовольствием выполняют коллективные работы, с каждым разом они видят, что в результате получается необыкновенная картина, великолепное панно, и каждый сможет найти в общей работе частицу своего труда.
В перспективе в работе с детьми я планирую применять не только совместно-индивидуальную форму организации коллективной изобразительной деятельности, когда каждый ребёнок индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Но и совместно - последовательную деятельность по типу конвейера. Совместно - последовательную деятельность детей (выполняя фрагмент коллективной композиции, дети объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы).