Юлия Головина
Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной младшей группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайдЗдравствуйте,уважаемые коллеги,я работаю в Чистоборском детском саду «Одуванчик». Это детский сад на три группы. Я работаю в разновозрастной младшей группе. Я расскажу вам, как осуществляю организацию образовательного процесса в своей группе. Перед нами,воспитателями, стоит непростая задача – построить свою работу так,что бы она не только соответствовала запросам общества,но и обеспечивала сохранение самоценности,неповторимости дошкольного периода детства. Образовательный процесс в группе приходится организовывать иначе,чем он осуществляется в группе с детьми одного возраста.
2 Слайд
Публикация «Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной младшей группе (из опыта работы)» размещена в разделах
Основные трудности педагога,работающего в разновозрастной группе
Методическая литература и образовательные программы по дошкольному воспитанию рассчитаны на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
Весь педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает у педагога больше и сил и времени. Начиная от планирования и заканчивая организацией и проведением образовательной деятельности.
От педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
3 Слайд
В чём это своеобразие,на что я обратила внимание при организации образовательного процесса? Так как младшую группу,в кторой я работаю посещают дети от 2 до 4 лет, то организация моей работы ориентируется на программы этих возрастов,поэтому в первую очередь необходимо хорошо изучить программные требования. Затем я разделила детей на возрастные подгруппы. Бывает, что в эти подгруппы входят дети с низким уровнем развития, но старше по возрасту. Продумывая содержание обучения, я подбираю материал, соответствующий уровню развития детей.
4 СлайдФормы организации НОД в условиях смешанной группы
Однотемные – Общее для всех подгрупп по одному разделу программы,но с разным программным содержанием для каждой подгруппы
Комбинированные – общее для всех подгрупп по разным разделам.
Нод с одной возрастной подгруппой.
Наиболее распространены в моей практике НОД первого типа - однотемные.
Такая образовательная деятельность проводится со всеми детьми одновременно, по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной группы.
К такому виду образовательной деятельности легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Кроме того, это даёт мне возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация НОД помогает мне осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если старший ребёнок слабо владеет навыками рисования, лепки, то я в течение некоторого времени разрешаю ему выполнять те задания, которые запланированы для младших детей. И наоборот, если младший ребёнок проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы. Хочу отметить,что НОД в группе организуется при участии помощника воспитателя.
5 слайдРассмотрим,например, НОД по рисованию.
НОД по рисованию в разновозрастной младшей группе «Солнышко и облака»
Программное содержание:
2-3 г. :
- Создать условия для овладения главными формообразующими движениями-изображение округлой формы (круг) поверх эскиза.
- Способствовать формированию умения передавать в рисунке образ солнца,сочетать круглую форму с прямыми линиями.
- Формировать умение правильно держать кисточку,пользоваться красками.
- Способствовать запоминанию жёлтого и синего цвета.
3-4 г. :
- Формировать умение изображать округлые формы (круг,овал) без эскиза.
- Закреплять знание жёлтого и синего цвета.
- Закреплять умение правильно пользоваться кисточкой и красками.
- Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию.
6 СлайдПеред началом деятельности,я знакомлю помощника воспитателя с основными задачами,отмечаю,на что нужно обратить внимание,какой подгруппой занимаюсь я,а какой она.
7 СлайдДля соблюдения длительности НОД для всех возрастных подгрупп,я пробовала несколько вариантов и остановилась на таком: начинаем НОД все вместе,а заканчиваем в разное время. И вот тут так же нужна помощь Натальи Евстафьевны. Дети не удаляются из группы,пом. воспитателя заинтересовывает их дид. играми.
8 СлайдИногда я использую НОД с одной возрастной подгруппой. В это время дети другой подгруппы находятся с помощником воспитателя в коридоре. Я заранее продумываю,чем в это время будут заниматься дети. Это может быть чтение по программе (заранее подбираю произведение, речевые,пальчиковые,подвижные игры. На фото подвижная игра «У медведя во бору».
9 слайд
На этом слайде вы видите фрагмент НОД по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью «Доктор Айболит проверяет здоровье детей». Пом. воспитателя выступает в качестве персонажа. Такой приём мы используем довольно часто.
10 слайдОбразовательный процесс в детском саду продолжается и в режимных моментах. Это требует чёткости и слаженности работы как воспитателя,так и помощника воспитателя,создания спокойной и доброжелательной обстановки,так как необходимо не только правильно и быстро обслужить детей,накормить,одеть,но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых культурно-гигиенических навыков,дружеские отношения.
11 слайд
Трудности:
Иногда, старшие дети начинают брать пример с младших и вести себя так же.
Младшие дети могут мешать заниматься старшим: ломать постройки, отбирать игрушки и т. д.
12 СлайдПреимущества разновозрастного общения
• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
• Младшие видят более понятный пример для действий.
• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.
13 СлайдВывод :А вот что будет преобладать в группе плюсы или минусы - это зависит от воспитателя. Его задача сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает что тот чего-то не умеет потому что еще мал. Где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему и знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель и помощник воспитателя внимательны к каждому ребенку, и учат детей взаимодействовать друг с другом, учат дружить, делиться и решать возникшие конфликты.
И если воспитатель и помощник воспитателя будут мастерами своего дела, то
разновозрастная группа- это только благо.