Марина Фролова
Сообщение из опыта работы «От наблюдений к эвристической беседе» (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
От наблюдения к эвристической беседе
Одним из важных способов получения ребенком дошкольного возраста представлений об окружающем мире является исследовательская деятельность. Подготовка ребенка к этой деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важными задачами дошкольного образования. Одними из составляющих исследовательской деятельности – является опыт, эксперимент, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Публикация «Сообщение из опыта работы „От наблюдений к эвристической беседе“ (5–7 лет)» размещена в разделах
В условиях детского сада может быть применен только элементарный опыт. Используя его в своей работе, воспитатель должен знать, что ребенок подходит к пониманию явлений в природе с правильных научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Элементарность опыта заключается в характере решаемых задач, они не известны только детям. При этом используется обычное бытовое или игровое оборудование.
Элементарный опыт поможет наглядно решить проблему, возникшую во время наблюдений на прогулке. Проведенный в начале занятия, он поможет вызвать интерес к теме, либо в конце, чтобы не потерять заинтересованность детей.
Опираясь на результаты своей работы по исследовательской деятельности, хочу рассказать об одном из элементарных опытов, который поможет детям ответить на вопрос: "А греет ли шуба?",возникшей во время наблюдения на прогулке за изменением в одежде людей с приходом холодов. Многие одели шубы. Вы предлагаете в группе проверить мнение, что шуба греет, тем самым вызвав интерес к теме "Одежда".
Для опыта необходимо взять две одинаковые глубокие тарелочки со льдом. Одну из них оставить на столе, а другую завернуть в шубу. Предложить детям сделать свои предположе-ния о процессах, протекающих в обоих случаях на тарелках (большинство детей склоняется, что в шубе лед "сжарится" быстрее). На протяжении всего опыта, а он длится 15-20 минут (в зависимости от размера кусочков льда и температуры воздуха в помещении,можно продолжить беседу об одежде, провести дидактическую игру, физкультминутку, рассмотреть образцы кусочков меха, теплых тканей.. И когда лед на открытой тарелочке растает, привлечь внимание к другой при этом педагог задает детям вопросы: "Что мы хотели узнать?", " Что для этого сделали?". Лед на ней лишь слегка подтаял. Первые эмоции детей: сильное удивление. Воспитатель задает вопрос: "Почему лед, завернутый в шубу не растаял?" Необходимо выслушать все предположения детей, среди которых будут и связанные с шубой. Вы уточняете: лед завернутый в шубу не растаял потому, что шуба не давала поступать к нему комнатному теплу. Если у детей возникнет вопрос: "Зачем же тогда шуба?", объясните: человек выходя из дома, выделяет тепло своим организмом, а шуба это тепло не выпускает. Вот почему человек в шубе не мерзнет.
В качестве контроля за усвоением знаний по данной теме можно задать вопросы: "Подумай, какие еще бывают шубы? Где они применяются?", "Почему не только в холодных местах Земли используют различные шубы, но и в жарких странах люди носят ватные халаты и меховые шапки?" Ответы на которые могут превратиться в эвристические беседы.
Уважаемые коллеги, проделав один, хорошо организованный, продуманный во всех мелочах элементарный опыт, Вы сможете убедиться, что познавательный процесс может быть увлекательным, захватывающим, поучительным; раскрепощать и активизировать мыслитель- ную и предметную деятельность.