Анастасия Андреева
Сообщение из опыта работы «Применение дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки, а так же вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности использую оздоровительные физические упражнения и разного рода гимнастики. В том числе и дыхательную.
Дыхательная гимнастика способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Применение дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями.
В работе с детьми использую как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные гимнастики. В дыхательные гимнастики вношу изменения, направленные на развитие звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха, эмоциональной сферы ребенка.
«Снежинка», «Листочек», «Пёрышко»
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги, при этом произнося определенный звук, заданный педагогом (а., ф., па. и т. д.).
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик», подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Паровоз»
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Аист»
Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Трубач»
Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (напевая мелодию).
«Жук»
Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
«Ветерок»
Дети поднимают руки вверх (изображают деревья, произносят звук «У-У-У.» и раскачиваются в стороны, имитируя движение дерева в ветреную погоду. Ветер усиливается, дети начинают раскачиваться сильнее (вплоть до урагана, звук - громче.
Из гнезда на дереве падает птичка. Дети поднимают птенца. Если холодно, дети согревают птенца (губы широко открыты, произносят «ХА-А); если жарко – охлаждают птенца (губы трубочкой, произносят «ФУ-У). Дети качают птенца и отпускают его.
Педагогическая значимость игры - уточнение звукопроизношения, развитие эмоциональной сферы ребенка, привитие бережного отношения к природе.
«Животные»
Вариант 1. Дети произносят звук, издаваемый животным, ориентируясь на карточку с изображением животного. Правило: гласный звук должен быть долгим и протяжным.
Вариант 2. Педагог показывает 2 карточки (животное и эмоциональное состояние). Задача детей – произнести звукоподражающие звуки с эмоциональной окраской.
Педагогическая значимость игры - уточнение звукопроизношения, развитие эмоциональной сферы ребенка.
Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка,, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.