Любовь Уткина
Сообщение из опыта работы «Русский фольклор и экопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – великий, могучий фактор народного воспитания. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония на земле. Народный фольклор не только знакомит детей с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем всё это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Русский фольклор и экопластика“» размещена в разделах
Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось в народе тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют своё единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им.
Сказочна и разнообразна природа. В любое время года она открывает свои прелести по–разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Поэтому прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Осень – это чудеснейшая пора, когда природа щедро делится своими дарами для создания разнообразных поделок. В фольклоре много упоминаний об осени. Мудрость народная удивляет и восхищает точностью и меткостью своих наблюдений, яркостью и образностью слова.
Народный фольклор нашел достойное место в образовательном процессе детского сада. Не обойтись без него и в художественном творчестве, потому что творения народа органично связаны с природой родного края. Нельзя сейчас найти такой детский сад, где бы не использовали природный материал в продуктивной деятельности детей. А осень для этого самая благодатная пора, с её буйством красок и разнообразием плодов. Поэтому так популярны в детских учреждениях занятия экопластикой – особым видом художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природного материала при сохранении его исходных признаков и свойств. Можно сказать, природа выступает соавтором поделки. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из её даров.
Для занятий экопластикой очень важно обладать хорошо развитым восприятием и ассоциативным мышлением, чтобы уметь «читать» то, что уже создала природа, и представлять то, чего пока нет на самом деле. А помогут этому прогулки и экскурсии в лес, парк, сад, огород, где дети учатся видеть окружающую природу, её явления, объекты, замечать её многообразие, яркость, неповторимость. Пробудить интерес к осенним явлениям, углубить и уточнить их знания помогут пословицы, поговорки и приметы, ведь их не зря называют жемчужинами народного творчества:
«Весна красна цветами, а осень плодами»,
«Не срывай не зрелых плодов: поспеют – сами упадут»,
«Зелёное царство – лучшее лекарство»,
«Не беречь поросли, не видать и дерева»,
«Не тот охотник хорош, кто убивает, а тот хорош, который бережет и охраняет».
В непосредственной работе с природным материалом уместно использовать народные пословицы и поговорки о труде, так как изготовление поделок из природного материала – это труд, кропотливый и увлекательный:
«Где хотенье, там и уменье»,
«Глаза страшатся, а руки делают»,
«От скуки бери дело в руки»,
«Долог день до вечера, коли делать нечего».
Один из древнейших жанров фольклора – это загадки. Дети любят отгадывать загадки. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности. Использовать их можно в любых ситуациях: при наблюдениях, при сборе природного материала, изготовлении поделок, рассматривании готовых работ. А сколько в народной копилке потешек, прибауток, песенок – всё пригодится на занятиях экопластикой! Фольклор стимулирует творческие проявления детей. Будит их фантазию.
Ещё одним из эффективных источников народной педагогики является сказка. Сказка учит играть вместе, а для этого важно воплощать в поделках сказочные сюжеты: курочка Ряба из семян подсолнуха и тыквы, бычок – смоляной бочок из спилов веток, палочек и лыка, а из желудей, «крылаток», шишек получилась объемная иллюстрация к сказке «Заяц – хваста», а еще «Колобок» из настоящих овощей и фруктов и много – много других сказочных персонажей.
Занятия экопластикой привлекают не только детей, но и родителей, что очень важно для детей. Ведь благоприятный эмоциональный настрой во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение от совместного творчества с родителями неоценимы для общего развития личности ребенка.
Таким образом, фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительных реакций ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, её голоса. Образный язык устного народного творчества помогают воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость, желание беречь природу, понимать и любить её.