Ирина Миронова
Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи, основные направления развития математического образования в РФ.
Появлению Концепции послужило ряд причин:
- мотивационного характера;
- содержательного характера;
- кадровые.
Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующий уровень.
Публикация «Развитие интереса детей к математике через дидактические игры, (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из основных направлений реализации данной Концепции – это дошкольное образование.
Система учебных программ математического образования в доу при участии семьи должна обеспечить:
- условия (предметно – пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения восприятия форм деятельности, первичных математических представлений используемых в жизни.
Изучив с педагогами данный документ, мы разработали план мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2016 год. План включает работу : слайд 2
- с детьми (КВН, развлечения, образовательная деятельность);
- с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование, тематические недели, наглядная информация);
- с педагогами (педсоветы, семинары, мастер – классы).
Слайд 3 ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). (п. 2.6 ФГОС ДОО)
Основной принцип ФГОС - развитие мотивационной готовности к обучению, а не просто обучение ребенка чтению, письму, математике и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах.
В нашем детском саду реализуется курс по развитию математических представлений детей : «Игралочка» (3-5 года, «Игралочка — ступенька к школе» (5-7лет, авторы - Л. Г. Петерсон Е. Е. Кочемасова, которая является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000.» с организаций занятий по дидактической системе деятельстного метода «Школа 2000.».
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Слайд 4. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в практическом курсе «Игралочка» являются:
1) формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
2) увеличение объема внимания и памяти;
3) формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
4) развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;
5) развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
6) выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
7) формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Решение этих задач в полной мере соответствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, а именно: слайд 5
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
• ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
• способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
• ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
В процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности в практическом курсе «Игралочка» с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками новое здание не дается детям в готовом виде, оно постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами.
Вся система организации занятий восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Занятия проводятся по технологии «Ситуация», которая является модифицированной для дошкольной ступени технологии деятельстного метода Л. Г. Петерсон. Слайд 6
Выделяют три вида образовательных ситуаций (занятий) с детьми дошкольного возраста:
- занятия «открытия» нового знания, которая имеет следующую структуру:
Введение в ситуацию
Актуализация
Затруднение в ситуации
«Открытие» нового знания (способа действия)
Включение нового знания
Осмысление.
Слайд 7
- занятия тренировочного типа, где акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков общения и выполнение различных видов деятельности.
- занятие обобщающего типа (итоговое, цель которого систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.
Слайд 8. Предлагаемые Игралочкой дидактические игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют от детей каких-либо особых знаний. Там моделируются логические и математические конструкции, а в самом процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, памяти, внимания, воображения, развития речи, математических представлений. Эти игры помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основам интеллектуального развития.
Одним из условий как ФГОС, так и Концепции – это условия, то есть оснащение предметно – пространственной среды. В наших возрастных группах созданы миницентры познавательного математического развития, которые, вы можете посмотреть после семинара. Они оснащены дидактическим материалом, как на бумажном, так и на электроном носителе, который используется в образовательной ситуации и в самостоятельной индивидуальной деятельности детей.