Анна Акулова
Опыт работы «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности.
Публикация «Опыт работы „Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда по музыкальному развитию имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Не имея музыкального зала в детском саду, силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах.
В группе проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников ДОУ.
Так же имеются наглядные пособия: иллюстрации к разделу «Восприятие музыки», «Времена года», «Музыкальные инструменты», портреты русских и зарубежных.
В детском саду имеются атрибуты, которые использую для разучивания музыкально-ритмических упражнений и танцев с детьми: флажки, платочки, султанчики новогодние, цветы искусственные, осенние листья, снежинки, шарфики, куклы.
При организации предметной среды, а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов. Но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многие компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.
В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е. Ю. Матвиенко «Весёлые кубики».
Игра в «Кубик-Угадай-ка» развивает творческие проявления в посильной эмоционально-выразительной передаче образов.
Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов; вызывать положительные эмоции от игры.
Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров.
Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов, и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки.
Трансформируемость пространства позволяет изменять развивающую предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Например: ширма является центром кукольных спектаклей и частью медицинского кабинета при организации игры «Больница».
Таким образом, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов:
1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;
2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка);
3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).
Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.