Оксана Гончар
Организация развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы № 122 «Умняшки» содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) обеспечивает:
- игровую деятельность
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В центре сюжетно – ролевых игр оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в комоды с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в контейнерах, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют родители;
- познавательную деятельность
• Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан патриотический уголок, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, области и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края, семейные фотоальбомы, куклы в национальной одежде.
• Дидактические игры «Веселый светофор», «Наша улица», «Знаки на дорогах», «Правила дорожного движения» знакомят детей с правилами дорожного движения, а коврик с дорожной разметкой моделирует транспортную магистраль города и учит детей действовать в сложной обстановке на дороге.
• Мини-библиотека соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, а так же энциклопедии. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению;
• Уголок природы расположен непосредственно у окна. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, насекомых и т. д. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Цель его - обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры;
• Мини-музеи «Мой гербарий», «Мир цветов» с составленной картотекой с названиями, описаниями и стихами. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды;
• Цент экспериментирования «Любознайки» оснащен всем необходимым материалом для экспериментирования (увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, мерные стаканчики и ложки, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений для воспитанников). В уголке детского экспериментирования дошкольники учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики
• В группе оборудован физкультурный уголок «Будьте здоровы!» для самостоятельной физической активности детей. Уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;
• Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
• В центре «Юный конструктор» находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него контейнерах. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
2. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, кресла, деревянные модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Для обозначения границ в группе имеются легкие трансформируемые ширмы и игровые коврики. В соответствии с вопросами гендерного развития дошкольников включены зоны разнообразных видов деятельности как для мальчиков, так и для девочек. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
3. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы № 122 открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предметы не обладают жестким креплением и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
4. Организованные воспитателем различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., наполненные разнообразными материалами, инвентарем, дидактическими, настольными играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и экспериментально-исследовательскую активность детей. В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонное оформление рукотворного дерева, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
5. Развивающая предметно-пространственная среда в группе № 122 организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
6. Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Цветовая палитра представлена в группе теплыми, пастельными тонами.
Развивающая предметно-пространственная среда группы № 122 отражает основные направления образовательных областей ФГОС ДО, спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОО, и возрастными особенностями воспитанников.
Групповое помещение условно разделено на три зоны: зону умеренной активности (центр познания, уголок уединения, центр книги, центр патриотического воспитания, центр природы); зону средней активности (центр творчества, центр конструирования, центр экспериментирования, центр социально-эмоционального развития); зону повышенной активности (центр двигательной активности, центр музыки, центр театра, центр игры, центр дежурства). При этом учтена ведущая роль игровой деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы постоянно пополняется материалами, оборудованием, атрибутами, играми, выполненными руками воспитателя : различные виды театра (стендовый, пальчиковый, на палочках, маски сказочных героев, театр из спичечных коробков, театр на фартуке и т. д., маски-эмблемы для подвижных игр, созданы иллюстрированные альбомы «Самарская Лука», «Животный мир нашего края», «Любимый город Тольятти»; макеты «На улице», «Сельское подворье», «Мир планет», пиктограммы, схемы-условные обозначения к различным дидактическим и подвижным играм, корригирующие дорожки, папки-накопители для творческих работ, информационные стенды. Все материалы имеют эстетический внешний вид, аккуратно выполнены и практичны.
Воспитатель работает в тесном сотрудничестве с родителями, которые активно помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование для двигательной активности, ширма для уголка уединения сделаны руками пап воспитанников. Мамы помогли в создании массажных ковриков для «Дорожки здоровья», а также сшили фартуки и головные уборы для дежурных, халаты для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», костюмы для инсценирования сказок, перекрытие для ширмы, помогли в изготовлении сезонного кукольного гардероба.
Следует отметить, что воспитателем. созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда группы № 122 служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие всех видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Вывод: при организации развивающей предметно–пространственной среды воспитателем осуществляется творческий подход. Организация предметно-развивающей среды в группе № 122 воспитателем построена с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.