светлана нестерова
Организация развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно - пространственной среды.
На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 п. 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде и основной образовательной программы дошкольного образования» проведен анализ предметно-пространственной среды, организованный музыкальным руководителем Нестеровой С. Г.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно - пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи соблюдаются основные принципы:
• Содержательно – насыщенный;
• Трансформируемый;
• Полифункциональный;
• Доступный;
• Вариативный;
• Безопасный.
Музыкальный зал представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепиано, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги. В музыкальном зале имеются и используются в работе с детьми разные средства ТСО : телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, микрофоны, аудиомагнитофон, мультимедийное оборудование. Также в зале хранятся, применяемые в работе, дидактические пособия, игры, музыкальные инструменты для детей, разные виды театра, игры - забавы, аттракционы, атрибуты для музыкально - ритмической деятельности и костюмы Комфортные условия обеспечивают полноценное развитие каждого ребенка, имеющаяся развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения в совместной деятельности педагога и детей. Содержание музыкальной развивающей среды направлено на ве-дущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
Интерьер музыкального зала создаёт всегда позитивное настроение для проведения непосредственно организованной деятельности по музыкальному воспитанию, праздников, развлечений и досугов. Атмосфера музыкального зала всегда творческая и располагает к активной деятельности и детей и взрослых. На музыкальных занятиях и праздниках активно используется мультимедийная техника. Знакомство с любой темой сопровождается показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, презентаций, прослушиваются записи музыкальных произведений. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используется микрофон, знакомя их с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. Составлена медиатека (аудио и видео материалы). Это и русские народные музыкальные произведения разных исполнителей, классические произведения русских и зарубежных композиторов, подборка видеофильмов и видеоклипов, видеозаставок на разные темы. Имеется богатая костюмерная, периодически обновляющаяся и пополняющаяся.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной си-туации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, а так же периодическую сменяемость игрового материала.
Пространство музыкального зала используется по принципу гибкого зонирования помещения (пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр - в одной зоне, где находится аппаратура и скамейки, стулья, стол, а музыкально - ритмические движения - в другой зоне, где для такой деятельности имеется ковер и достаточно свободного пространства. Оформление в музыкальном зале меняется соответственно проводимым мероприятиям.
Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующей мебелью и пособиями, элементами костюмов (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах.
Музыкальная предметная среда доступна росту ребенка. Пособия эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. Имеются различные виды детских музыкальных инструментов. В каждой группе имеется магнитофон и видеомагнитофон, телевизор, аудиодиски и кассеты, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки, кукольные театры, пальчиковый театр, настольный театр. В группах проходит слушание классической, народной музыки, детских произведений, а также проводится музыкальная релаксация.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Оборудование музыкального зала, отвечает требованиям техники безопасности (столы и стулья без острых углов, пожнадзора (наличие эвакуационного выхода, огнетушителей). Санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, соблюдается световой режим, своевременно перед каждым занятием проводится влажная уборка и проветривание помещения). Оформление предметно - развивающей среды музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.
№ Элементы предметно - развивающей среды музыкального зала и кабинета
1. Наличие методической литературы и специализированных журналов («Музыкальный руководитель», «Колокольчик», «Веселая нотка») по музыкальному воспитанию.
2. Детские музыкальные инструменты:
- погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, треугольники, дудочки, гитары, гармошка, аккордеон, балалайка;
- шумовые инструменты для детского оркестра: деревянные ложки, маракасы, румбы;
коробочки, наполненные различным сыпучим материалом с разной высотой звучания;
- набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
- игрушки-инструменты с фиксированным звуком - музыкальная шкатулка; скрипка;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты : саксофоны, свистульки, флейта;
- набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.).
3. Материально-техническое оснащение:
- фортепиано, магнитофон, музыкальный центр, ноутбук, микрофоны, аудиомагнитофон, мультимедийное оборудование.
4. Фонотека: набор аудио и видео записей, популярные детские песни, произведения классической музыки, звуки природы.
5. Музыкальные игрушки:
- куклы-неваляшки;
- образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, птичка, лошадка и т. п.).
6. Музыкально-дидактические игры Н. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», З. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».
Развитие звуковысотного слуха - «Музыкальное окошко», «Солныш-ко», «Где мои детки?», «Птица и птенчики», «Три медведя», «Музыкальное лото», «Ступеньки».
•
• Развитие чувства ритма - «Весёлые подружки», «»Весёлые гудки», «Прогулка», «Что делают дети?», «К нам гости пришли», «Наше путешествие», «Определи по ритму».
•
• Развитие тембрового слуха – «Определи инструмент», «Музыкальные загадки», «В лесу», «Слушаем внимательно». Нам игрушки принесли», «Угадай, на чём играю».
•
• Развитие ладового чувства – «Домик-крошечка», «Музыкальная лесенка», «Весело - грустно», «Ступеньки», «Бубенчики», «Солнышко и тучки», «Грустный и весёлый клоуны».
•
• Развитие музыкальной памяти - «Цветик-семицветик», «Слушаем музыку», «Чудесный мешочек», «Волшебная картинка», «Узнай песен-ку», «Найди игрушку», «Буратино».
•
• Развитие восприятия музыкальных жанров – «Музыкальный секрет», «Волшебная пластинка», «Что делает кукла?», «Что делают зайцы?».
•
• Развитие детского исполнительского творчества - «Музыкальная поляна», «Весёлый маятник», «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка».
•
• Развитие динамического слуха - «Найди игрушку», «Эхо, «Громко - тихо запоём», «Прогулка», «Найди игрушку», «Колобок», «Найди щенка».
•
• Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка.
7. Костюмы: Русские народные, военные, морские, бальные платья, ново-годние, разноцветные футболки, гимнастические купальники, юбочки, детские тематические: гномики, лягушата, зайцы, медвежата, лисички, снеговики, козлята и др.
Костюмы для взрослых: Осень, Весна, Дед Мороз, Снежная королева, Снегурочка, медведь, Баба Яга, Сорока и др.
8. Атрибуты для музыкальных игр:
- флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
- «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Ворон», «Кот и мыши»;
- атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (зонтики, листики, снежинки, цветы, разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, морковки, шарики, фонарики косынки, веночки, кокошники, шляпы и т. п).
9.
Ширма – 2 шт. ширма для показа спектаклей взрослыми, ширма по росту детей для спектаклей;
- плоскостные матрешки по росту детей, самовар, чашечки, сказочные домики, деревья, театральная лесенка, карусель, бутафорский торт, штурвал, ракета.
- книжки- малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
- фланелеграф и магнитная доска;
- иллюстрации по теме «Времена года»;
- иллюстрации из «Музыкального букваря»;
- альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях;
- оборудование для рисования песком с подсветкой.
10 - Портреты композиторов;
- графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
- альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.
Вывод: Предметно-пространственная среда создана в соответствии с современными требованиями. Дидактический и информационный материал дает возможность проявлять самостоятельность, музыкальную активность и творческую инициативу детей. Она успешно используется и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.