Наталья Дорофеева
Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно – пространственная среда в группе раннего возраста является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в группе развивающая предметно – пространственная среда влияет на развитие наших малышей, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
Публикация «Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и т. д.) диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире.
Каждому воспитателю приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие малышей? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.
Я стараюсь найти правильные подходы к вопросу создания развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, стараюсь вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы, используя следующие принципы организации предметно-развивающей среды :
- Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов : острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
- Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
- Яркость, привлекательность.
- Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
- Свобода выбора.
- Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.
Моя модель оформления группы раннего возраста базируется на двух простых идеях:
– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. И поэтому ДОУ должно предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности. Во время пребывания детей в ДОУ решаются конкретные образовательные задачи, вовлекающие детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивается любознательность, творчество, коммуникативные способности детей.
И мне педагогу группы раннего возраста очень хочется, чтобы детям было комфортно и чтобы наши дети с удовольствием шли в детский сад. А чтобы комфортность порождала покой, радость, интерес, чувство удовольствия, то я организую развивающую среду на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В ходе организации предметно - развивающей среды мне приходится быть не только педагогом, но и дизайнером, художником-оформителем, конструктором, психологом, строителем, чтобы подбирать удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Большое внимание уделяю освещению групповой комнаты.
При зонировании помещения я сформировала разные центры, где разместила материалы для оснащения всех видов деятельности и обеспечила возможности развития познавательных способностей детей не только в непосредственно организованных формах деятельности, но и в различных играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных.
В группе имеется много наглядных пособий и я стараюсь материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, расположить в разных функциональных пространствах.
Используемая различная мебель, в том числе разноуровневая (пуфики и мягкий модуль) подобрана и установлена с учетом санитарных и психолого-педагогических требований и легко передвигается. Каждый ребенок может найти для себя удобное и комфортное место для индивидуальных и групповых занятий, исходя из своего эмоционального состояния: ребенок может находиться отдаленно от детей и взрослых или же рядом.
Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбирая игрушки, мебель и оборудование для группы я старюсь максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Я считаю, что предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, поэтому интерьер группы и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании, предметы для игр хранятся у меня в свободном доступе на полочках открытых и закрытых шкафчиков и стеллажах, игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Я своевременно меняю предметно-развивающую среду, внося новые атрибуты к играм, используя новые игрушки, игровое оборудование, развивающие игры, наглядные пособия в соответствии с уровнем развития ребенка, отбирая их по количеству и качеству, в зависимости от интересов детей и моих творческих замыслов.
Разработку предметно-пространственной развивающей среды я осуществляю на основе возрастного состава малышей, психологической характеристики группы и количественного соотношения мальчиков и девочек;
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия – игры с водой и песком, конструирование, складывание картинок и т. д.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. Эту особенность необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.