Папки-передвижки

Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Ольга Панфёрова
Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию

Городское методическое объединение воспитателей подготовительных групп

Сообщение из опыта работы

«Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников»

Подготовила : воспитатель

Панфёрова Ольга Викторовна

11.04.2024 г.

Г. о. Подольск

Публикация «Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах

1 слайд -название сообщения

 Обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова. Данные умения помогут детям 6-7 лет избежать многих проблем на первых уроках и, как следствие, помогут сформировать положительное отношение к новой, учебной деятельности. Кроме этого, подготовка детей к обучению грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, формированию нравственных качеств личности ребенка. (2, 3 слайд)

Изучая задачи данного раздела, указанные в Федеральной образовательной программе, мы понимали, что нам предстоит сложная, насыщенная работа в течение года. Поэтому особенно тщательно подходили к вопросу выбора оптимальной парциальной программы для этого направления работы. Изучили несколько методических пособий: (4 слайд)

комплект «По дороге к азбуке» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова, А. А. Иванова)

«Обучение грамоте в детском саду» (Лидия Ефремовна Журова)

Окончательное решение приняли после знакомства с учебно-методическим комплектом Елены Владимировны Колесниковой к авторской программе «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (5 слайд). Хотя и в каждом из вышеупомянутых пособий смогли отыскать интересные, запоминающиеся, и потому полезные для детей, задания.

Комплект программы Колесниковой состоит из пяти книг (6 -7 слайд).

1. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»;

2. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»;

3. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»;

4. «Я начинаю читать»

Одна из книг комплекта посвящена вопросам диагностики готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. (8 слайд). Диагностические задания, которые предлагаются ребенку, представлены пятью разделами. Они расположены в определенной системе и составляют основу обучения по данной авторской программе. А их названия подчеркивают основную задачу по грамоте на разных возрастных этапах и очень наглядно демонстрируют соответствие задачам ФОП. Так, например, по разделу «Развитие звуковой культуры речи» (9слайд, мы проверяли в начале года, умеет ли ребенок произносить звуки изолированно, в словах и во фразовой речи. Отметили, что определение места звука в слове (из раздела «Развитие фонематического слуха») вызывает затруднение у пятой части наших воспитанников. А с заданием «Соединить схему слова с предметом, к которому она подходит», (10 слайд) справились лишь 12 человек. Анализ затруднений детей, при выполнении диагностических заданий, определил стратегическую цель при подготовке к обучению грамоте на данный год (11 слайд) : использование игровых технологий для эффективного решения задач, стоящих в ФОП для воспитанников 6-7 лет, а также ликвидация имеющихся пробелов у наших воспитанников, в частности, имеющих диагноз ЗПР.

Поставили перед собой задачи:

1. Подобрать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте.

2. Создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к грамоте.

3. Побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты.

4. Привлечь родителей к использованию игр для формирования навыка звукового анализа.

Для реализации поставленных задач создали условия для совместной деятельности детей со взрослым и самостоятельной детской деятельности. В группе создан речевой центр. Он представлен коврографом Ларчик Воскобовича с большим и малыми игровыми полями, плоскостными буквами, а также набором «Теремки Воскобовича». (12-14 слайд) В речевом центре расположены различные игры, как фабричного производства, так и изготовленными педагогами, всевозможные азбуки, разрезные индивидуальные кассы с буквами. (15 слайд)

Реализуя принцип наглядности в обучении детей, подобрали иллюстрированный материал: предметы, картинки на определенный звук, схемы для звукового анализа. (16 слайд) Используем его как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми. Позже, когда дети усвоили материал, выставляем его для самостоятельной деятельности. (17-18 слайд)

Также в речевой зоне представлены картотеки:

- картотека пальчиковой гимнастики физминуток;

- картотека стихов и чистоговорок на заданный звук; (19 слайд)

Все это позволяет нам не только подготовить детей к обучению грамоте, но и способствует развитию их речи.

Для того чтобы дошкольники смогли воспринимать все новое и усваивать пройденный материал, использовали разнообразные методы. Конечно, наглядные - показ предметов, картинок, иллюстраций; просмотр презентаций, мультфильмов, разгадывание ребусов. Например, после нескольких занятий по знакомству с гласными звуками А, У, О, И, мы переходили к изучению согласных звуков П, Т. Выбор данных звуков обусловлен, во-первых, простотой зрительного образа данных согласных букв, а также пониманием важности обучению слоговому чтению и возможностью эффективного решения данной задачи с помощью использования таких игровых моментов, как элементарные ребусы. Данные ребусы помогали детям одновременно с обучением грамоте испытывать радость познания, самоутверждения, получать положительный эмоциональный заряд. (примеры на слайде 20-22)

На занятиях также используем много практических приемов: игровые упражнения, дидактические словесные игры, модели звуковой структуры слова, картины-схемы звукового состава слова. Используя заранее подготовленный словесный материал (картинок-слов с определенным звуком, стремились оставлять место для проявления самостоятельности - предлагали нарисовать предметы, (слайд 23)в названии которых слышится изучаемый звук в разной позиции, и всегда поощряли детей, которые «изображали» новые слова.

Помогают в работе по подготовке к обучению грамоте и игровые технологии, которые я изучила в ходе работы по самообразованию. Их можно разделить на несколько групп:

1. Использование в ходе образовательной деятельности литературных и игровых персонажей. Использую их для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности. В первом квартале вводили сказочного героя (Незнайка, Буратино, Карлсон и другие, который выполнял разные функции: приносил задания, просил детей о помощи, помогал детям их выполнить, проверял правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогали ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывали пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливали перепутанные слоги и слова. Уже в октябре основные героями стали девочки-подружки Гласные, а также Веселые гномы Том, Тим, обозначающие твердый и мягкий согласные (слайд)

2. Создание игровой ситуации. В процессе непосредственно образовательной деятельности создаю так называемое «единое игровое поле». В ходе «путешествий» дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы образовательной деятельности. Например, детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Использую такую форму организации образовательной деятельности, как игры-занятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии.

Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость.

3. Использование игровых занимательных стихотворных текстов. Для формирования звукобуквенной связи, используем занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира. Пригодятся четверостишия и для усвоения зрительного образа букв

Согласитесь, такие простые зрительные ассоциации гораздо ускоряют процесс запоминания.

Полезны стихи-загадки, в которых буквы сравниваются между собой.

«П» в другую букву можно

Очень быстро превратить -

Перекладинку немножко

Надо только опустить!

С удовольствием дети выполняли пальчиковые упражнения или задания изобразить букву руками (слайд)

Подобная работа так увлекла детей, что спонтанно возникла игра-соревнование «Строим буквы из гигантского полидрома». (слайд)

Помогает сформировать образ той или иной буквы игра «Обучающая азбука». В ней сопоставляется буква с предметом, начинающимся на эту букву: желудь- Ж, солнце-С, гриб- Г. В игре «Первая азбука» дети постепенно закрепляют навык чтения по слогам, а также тренируют орфографическую зоркость.

4. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяю дидактическим играм. В ходе дидактической игры учу детей правильно выполнить предложенное задание. Игры помогают мне учитывать индивидуальные возможности воспитанников. Игру «Придумай слово» применяли в различных вариантах, используя разноуровневые задания: придумываем слова, которые начинаются на гласный звук, затем на согласный твердый, на согласный мягкий… А тем, кто легко справлялся с данным заданием, задание усложняли: придумай слово, которое и начинается, и заканчивается на гласный звук, или на один и тот же звук.

Были моменты, когда необходимо было подбирать совсем простые задания. Приведу пример. Детям, имеющим диагноз ЗПР, на первых порах очень тяжело услышать и повторить последовательность звуков в слове. Интонационное выделение звуков в слове не всегда помогало им справиться с этим затруднением. Вопрос помогло решить простое игровое упражнение. Играя, стали мы «разбрасывать» звуки по разным сторонам. А затем играли в игру «Заблудились» в лесу» (ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук («М-и-и-и-ша», «к-о-о-о-тик», «у-у-у-тка» и т. д.).

Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, без принуждения организовать обучение детей. Ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно.

Игра помогает мне организовать самостоятельную деятельность детей, развивает их инициативность, Здесь большую помощь оказывают комплекты наборов «Логико-Малыш». Названия комплектов говорят об основной дидактической задаче, на которую они направлены: «Поймай звук», «Поймай слог», «От звука к слову», «От слога к слову». В начале года дети использовали карточки из этих комплектов довольно редко, «почувствовать вкус» к игровым заданиям этого комплекта дети смогли к середине года. Когда разгадали много ребусов, поиграли в веселые словесные игры «Поймай конец и продолжи», «Звукоежка», «Звуко-овощное ассорти»

Считаю, что успешность подготовки детей к обучению грамоте во многом зависит от организации работы по взаимодействию с родителями.

Для вовлечения родителей в процесс подготовки к обучению грамоте, информацию помещаю в уголке для родителей. Информация постоянно обновляется. Так, в течение года родителям были предложены консультации на темы: «Готовим дошкольников к обучению грамоте», «Учись – играя» и др. Оформили буклет «Игры на обучение грамоте» (практические советы по использованию игр в домашних условиях)

На ознакомление родителей выставляю и практический материал - папки – передвижки с играми, игровыми заданиями, которые родители могут проводить с ребенком дома. Например, задания:

- Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)

Практикуем такую форму, как «Играем всей семьей». Когда новые или эффективные игровые пособия ребенок забирает домой, чтобы «научить» играть своих домашних. В домашней игротеке наших воспитанников часто бывают игры «Слого-домино», «Логопоезд», «Читаем по слогам».

Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте, тесное взаимодействие с родителями значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программированияИспользование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования. Современные дети.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 20 октября 2024 в 19:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Панфёрова (УИ 72921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД