Папки-передвижки

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС (4 фото)

Шереверова Надежда
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС

Время – это одно из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени, рационально его использовать.

Ориентировка во времени жизненно необходима и ребёнку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир.

Многочисленные исследования, направленные на выявление уровня сформированности временных представлений детей дошкольного возраста, свидетельствуют о значительных трудностях, возникающих при освоении ребёнком временных категорий. Как правило это связано с возрастными возможностями ребёнка и сложностью восприятия такой категории как время. (Исследования нормы)

Эти факты говорят нам о важности и необходимости целенаправленной работы, направленной на формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.

Сегодня, я хотела бы поделиться с вами опытом работы с ребёнком, имеющим диагноз «Детский аутизм» в контексте формирования временных представлений.

Аутизм/расстройство аутистического спектра – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.

Дети с расстройством аутистического спектра – это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют ряд особых образовательных потребностей, среди которых, в том числе выделяют особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик.

Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т. е. представления о смене суток, времён года и иных циклических событий, имеющих регулярную природу возникновения.

Наша задача заложить фундамент развития временного ориентирования ребёнка, сформировать у него представления о времени и способах его измерения, понимание длительности времени и развить навыки планирования своей деятельности в течение заданных временных промежутков.

Выделяют следующие этапы формирования временных представлений:

1. Изучение дней недели с соблюдением их последовательности, актуализация

2. Изучение времён года, актуализация

3. Знакомство с календарём, актуализация

4. Формирование временной текучести. Здесь предполагается познание настоящего, прошедшего и будущего времени, а также определение временных промежутков, т. е. тех интервалов, которые отводятся на выполнение определённых действий, заданий, режимных моментов.

5. Знакомство с часами, актуализация.

Какие приёмы и методы мы для этого используем:

«Визуализация времени»

Для дошкольника с аутизмом составлено (совместно с родителем) визуальное расписание занимательных дел в детском саду (на день)

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС
Фото №1 Время это одно из важнейших составляющих реальности в которой мы существуем

Оно включает в себя различные виды деятельности, например, такие как утренний круг, зарядка, дежурство, приёмы пищи, прогулка, дневной сон и т. д.

Данное расписание дополнено планшетом, на котором мы закрепляем ближайшие дела по принципу «сначала-потом».

Фото №2 Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность

Это помогает ребёнку ориентироваться в ближайший момент времени.

Также в визуальном расписании предусмотрена программа достижений воспитанника и система поощрений.

В течении дня, ребёнок собирает звёздочки поощрения в конвертик, который крепится на планшет достижений, в конце дня подводится итог, и ребёнок получает соответствующее поощрение (система поощрения разработана мамой).

Кроме того, нами используется «Лента времени».

Фото №3 Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени рационально его использовать

Это когда ребёнку, во-первых, предлагается заполнить планер на завтрашний день, распределяя дела в соотношении с частями суток (он также может быть успешным помощником для формирования полезных привычек).

И во-вторых, в конце текущего дня ребёнок описывает свой день с опорой на визуальную подсказку и схему построения предложения.

По такому же принципу мы работаем с недельным планером.

Также, мы работаем в проекции вчера-сегодня-завтра.

Для этого мы используем дневник-альбом, в котором вклеиваются фотографии с событиями вчерашнего дня, по которым ребёнок может рассказать о том, что было вчера. Например, ситуативная беседа перед обедом: фото приёма пищи (вчера на обед было, а сегодня).

Также с опорой на альбом/расписание ребенок может рассказать о том, что было сегодня. Например, ответить на вопросы:

Кто был сегодня в саду? Что ели? Что делали?

Хотелось бы отметить, что и визуальное расписание, и альбом- вчера/сегодня/завтра используются и дома.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС
Опубликовано: 4 сентября 2024 в 17:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Шереверова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 сентября. Международный день благотворительности. Передвижка «Воспитание добротой»

Международный день благотворительности празднуется 5 сентября. Дата выбрана не случайно — это день кончины известной благотворительницы, матери Терезы, которая в 1979 году была награждена Нобелевской...

4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД