Шереверова Надежда
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Время – это одно из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Оно организует и реализует нашу жизнь и деятельность. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени, рационально его использовать.
Ориентировка во времени жизненно необходима и ребёнку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир.
Публикация «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Многочисленные исследования, направленные на выявление уровня сформированности временных представлений детей дошкольного возраста, свидетельствуют о значительных трудностях, возникающих при освоении ребёнком временных категорий. Как правило это связано с возрастными возможностями ребёнка и сложностью восприятия такой категории как время. (Исследования нормы)
Эти факты говорят нам о важности и необходимости целенаправленной работы, направленной на формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
Сегодня, я хотела бы поделиться с вами опытом работы с ребёнком, имеющим диагноз «Детский аутизм» в контексте формирования временных представлений.
Аутизм/расстройство аутистического спектра – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.
Дети с расстройством аутистического спектра – это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют ряд особых образовательных потребностей, среди которых, в том числе выделяют особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик.
Временные представления – это представления об изменении состояний объектов и процессов в конкретной последовательности, т. е. представления о смене суток, времён года и иных циклических событий, имеющих регулярную природу возникновения.
Наша задача заложить фундамент развития временного ориентирования ребёнка, сформировать у него представления о времени и способах его измерения, понимание длительности времени и развить навыки планирования своей деятельности в течение заданных временных промежутков.
Выделяют следующие этапы формирования временных представлений :
1. Изучение дней недели с соблюдением их последовательности, актуализация
2. Изучение времён года, актуализация
3. Знакомство с календарём, актуализация
4. Формирование временной текучести. Здесь предполагается познание настоящего, прошедшего и будущего времени, а также определение временных промежутков, т. е. тех интервалов, которые отводятся на выполнение определённых действий, заданий, режимных моментов.
5. Знакомство с часами, актуализация.
Какие приё мы и методы мы для этого используем:
«Визуализация времени»
Для дошкольника с аутизмом составлено (совместно с родителем) визуальное расписание занимательных дел в детском саду (на день)
Оно включает в себя различные виды деятельности, например, такие как утренний круг, зарядка, дежурство, приёмы пищи, прогулка, дневной сон и т. д.
Данное расписание дополнено планшетом, на котором мы закрепляем ближайшие дела по принципу «сначала-потом».
Это помогает ребёнку ориентироваться в ближайший момент времени.
Также в визуальном расписании предусмотрена программа достижений воспитанника и система поощрений.
В течении дня, ребёнок собирает звёздочки поощрения в конвертик, который крепится на планшет достижений, в конце дня подводится итог, и ребёнок получает соответствующее поощрение (система поощрения разработана мамой).
Кроме того, нами используется «Лента времени».
Это когда ребёнку, во-первых, предлагается заполнить планер на завтрашний день, распределяя дела в соотношении с частями суток (он также может быть успешным помощником для формирования полезных привычек).
И во-вторых, в конце текущего дня ребёнок описывает свой день с опорой на визуальную подсказку и схему построения предложения.
По такому же принципу мы работаем с недельным планером.
Также, мы работаем в проекции вчера-сегодня-завтра.
Для этого мы используем дневник-альбом, в котором вклеиваются фотографии с событиями вчерашнего дня, по которым ребёнок может рассказать о том, что было вчера. Например, ситуативная беседа перед обедом: фото приёма пищи (вчера на обед было, а сегодня).
Также с опорой на альбом/расписание ребенок может рассказать о том, что было сегодня. Например, ответить на вопросы:
Кто был сегодня в саду? Что ели? Что делали?
Хотелось бы отметить, что и визуальное расписание, и альбом- вчера/сегодня/завтра используются и дома.