Лидия Посвященная
Смысловое чтение как основная технология в формировании читательской грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Смысловое чтение, как основная технология в формировании читательской грамотности.
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
Публикация «Смысловое чтение как основная технология в формировании читательской грамотности» размещена в разделах
III этап. Работа с текстом после чтения
На этапе «Работа с текстом до чтения» я применяю следующие приемы:
«Мозговой штурм»
Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Алгоритм реализации приема:
1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2. Ассоциации записываются на доске.
3. Педагог может добавить различную информацию.
4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
Приём «Мозговой штурм» по картинке
— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
— Определите тему рассказа
— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?
— Кто написал это произведение? Как называется произведение?
— О чем может быть рассказ с таким названием?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения учеников)
«Верите ли вы, что…»
• Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
• Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением. ?
• Верите ли вы, что речь пойдет о … ?
• Верите ли вы, что главным героем будет … ?
«Верите ли вы, что…» И. Ю. Ермолаев. «Воспитатели»
Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением Ю. Ермолаева?
Верите ли вы, что речь в произведении пойдет о воспитателях?
Верите ли вы, что главным героем будет Мария Ивановна?
«Соревнуемся с писателем».
Цель – мотивировать учащихся на прочтение книги. Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Вариантом иллюстраций может стать видеоряд.
На втором этапе «Работа с текстом во время чтения»
«Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение в кружок». Лев и собачка.
- Как в клетке со львом оказалась собачка?
- Почему лев не разорвал собачку?
- Как собачка относилась к льву?
- Почему хозяин зверинца не вернул барину собачку?
- Сколько времени прожила собачка в клетке льва?
- Что случилось с собачкой?
- Как лев пережил смерть собачки?
- Почему лев умер?
«Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Чтение с остановками». И. Ю. Ермолаев. «Воспитатели»
Второклассники Федя и Костя были во дворе самые старшие. Потому Федя и сказал Косте:
– Дошколята у нас часто ссорятся. Давай перевоспитаем их!
— Правильно! – одобрил Костя.
– Я не допущу во дворе ни одной драки, – торжественно пообещал Федя.
– А я ни одной ссоры, – добавил Костя.
И тут раздался громкий плач. Лихо съехав по лестничным перилам, друзья уже через минуту стояли около дошкольницы Маши и спрашивали её :
— Кто тебя обидел?
— Почему ты плачешь?
Но Маша только всхлипывала в ответ.
- Какую проблему хотели решить Федя и Костя?
- Как вы думаете, смогут ли мальчики помочь Маше?
«Дневник двойных записей».
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Дневник двойных записей». Гульчечек.
Моменты, слова, фразы, которые удивили Ваши комментарии, (объяснения)
убыр ведьма
Гульчечек имя (Почему такое странное)
беляши пирожки (Зачем взяла с собой.)
вяз?
«Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с пометками».
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
Знакомая информация +
Новая информация -
Я думал (думала) иначе?
Это меня заинтересовало (удивило, хочу узнать больше!
На этапе «Работа с текстом после чтения»
«Мозговой штурм». Лев и собачка.
Сравнение информации с той, что узнали из текста.
— Определите тему рассказа
— Что вы можете сказать о льве.
— Что вы можете сказать о собаке.
— Что вы можете о них сказать?
— Какой рассказ (шуточный, серьёзный, поучительный?
«Верите ли вы, что…» Воспитатели. Ермолаев.
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомились с новым произведением Ю. Ермолаева?
- Верите ли вы, что речь в произведении шла о воспитателях?
- А почему?
- Верите ли вы, что главным героем была Мария Ивановна?
- А кто был главным героем в этом произведении?
«Синквейн».
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову из прочитанного текста.
Структура синквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
«Синквейн». Гульчечек.
При м «Уголки»
Составление характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы.
Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
В конце урока делается совместный вывод.
При м «Уголки»
Такой при м можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Л льки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
«Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.