Мария Симакова
Основная образовательная программа
▼ Скачать + Заказать документы
№п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр.
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2
1.1. Пояснительная записка 2
1.2. Цели и задачи СП ОДОД по реализации Программы 2
1.3. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП ОДОД 3
Публикация «Основная образовательная программа» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
1.4. Значимые характеристики участников образовательного процесса СП ОДОД 4
1.4.1. Кадровое обеспечение 4
1.4.2. Социальный статус родителей 4
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитанников СП ОДОД 5
1.5.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет 5
1.5.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет 6
1.5.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет 6
1.6. Планируемые результаты освоения Программы 7
1.6.1. Целевые ориентиры освоения Программы 7
1.6.2. Целевые ориентиры освоения Программы детей младшего дошкольного возраста 8
1.6.3. Целевые ориентиры освоения Программы детей на этапе завершения дошкольного образования 8
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 10
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям Программы 10
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 10
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 11
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 13
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 14
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 15
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 16
2.2.1. Формы проведения непосредственной образовательной деятельности 16
2.2.2. Требования к организации непосредственной образовательной деятельности 17
2.2.3. Формы работы по образовательным областям и возрасту детей 18
2.2.4. Формы организации обучения в повседневной жизни СП ОДОД 20
2.2.5. Методы и приемы организации обучения воспитанников СП ОДОД 20
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 21
2.3.1 Приоритетное направление деятельности СП ОДОД – физическое развитие 21
2.3.2 Региональный компонент 23
2.3.3 Преемственность в работе СП ОДОД и школы. 31
2.3.4 Взаимодействие СП ОДОД и социума 32
2.3.5 Организация и содержание дополнительного образования детей. 32
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива СП ОДОД с семьями воспитанников 33
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 35
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 35
3.2. Методическое обеспечение Программы 35
3.4. Режим дня 37
3.5. Модель организации воспитательо-образовательного процесса на день по образовательным областям и возрасту воспитанников СП ОДОД 39
3.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 41
3.7. Организация предметно-пространственной среды в СП ОДОД 43
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Отделение дошкольного образования детей (ОДОД) является структурным подразделением государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (ГБОУ СОШ №2) Василеостровского района Санкт-Петербурга. Основная образовательная программа СП ОДОД (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100», под научной редакцией О. В. Чиндиловой. – М. : Баласс, 2014 год (Образовательная система «Школа 2100»).
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
• Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
• Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (ГБОУ СОШ №2) Василеостровского района Санкт-Петербурга. От 21 марта 2014 г. номер № 1224
1.2 Цели и задачи СП ОДОД по реализации Программы
Цель Программы : обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
1) сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, создавать условия для сохранения личного пространства ребёнка, его защиты от негативных воздействий;
2) обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4) создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединить обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать у него социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, формировать предпосылки учебной деятельности;
7) обеспечивать вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования, возможность выбора во всём, поддержку детской инициативы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) вовлекать детей в организацию каждодневной жизни не только как исполнителей, формировать партнёрские отношения детей и взрослых на основе сотрудничества и взаимодействия;
9) формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
10) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3 Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП ОДОД
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом :
• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа онтогенеза;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников образовательной организации) и детей;
• уважение личности ребёнка;
• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка;
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, амплификация (обогащение) детского развития;
• поддержка детской инициативы;
• принцип индивидуализации дошкольного образования;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы Образовательной системы «Детский сад 2100»
а) Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача ДОО – это развитие ребенка - дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который он так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка, в том числе и на субъектный опыт.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.