Ирина Викторовна Пасынкова
Консультация для родителей «Привычки в формировании личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: " Посеешь привычку -пожнешь характер". Утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы, застилаем постель ; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату. Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо. Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Но наряду с полезными привычками человек приобретает и отрицательные: зевает или чихает, забывая прикрывать рот, громко разговаривает, чрезмерно жестикулируя; держится манерно, напыщенно или развязно; разговаривает с набитым ртом. Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью, если с ними не бороться. Вредные привычки делают человека безнравственным обывателем. Культура отношений, нравственность служат для того, чтобы человеческое общество поднималось в своем развитии на ступень выше. Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности. С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения (которые усваиваются путем подражания). Если объекты для подражания положительны, то ребенок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. И наоборот, привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребенка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребенка привычки правильно реагировать на родительское "нельзя" является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов. В основе любой положительной привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество. По мере многократного повторения действий (заправлять свою постель, самостоятельно одеваться, помогать взрослым по хозяйству) неумелые движения становятся более совершенными. У ребенка возникает соответствующий навык, который при систематическом упражнении переходит в привычку. Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии (быть аккуратным, культурным,трудолюбивым, дисциплинированным). Приучая детей выполнять необходимые требования, взрослый добивается того, что одна-две привычки влекут за собой становление еще нескольких. Это относится к возникновению и положительных и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой целую цепочку дурных. Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких ("Весь в папу"; "Вся в маму", и в подтверждение говорят: "Неорганизованна, капризна - вся в мать"; "Упрям, как отец, ни за что не переубедишь". Кстати, слова "упрям, как отец" ребенок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (дети хотят походить на своих родителей). В результате закрепляется отрицательная привычка. Родители должны понимать, что ребенок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное воспитания. Когда взрослые постоянно идут на уступки, ребенок растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая он начинает диктовать свои условия" Хочу- не хочу"; "Буду- не буду"; Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения. Если поведение ребенка постоянно выходит за рамки дозволенного, а взрослые терпимо относятся к этому, то аморальные проявления становятся привычными. Такие дети часто не реагируют на указания и делают все по -своему. Иногда родители спрашивают : "Откуда у ребенка плохие привычки? Мы его этому не учили!" Действительно, не учили, но и о воспитании во время не позаботились. Самое эффективное средство против дурных привычек - это их предупреждение. К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко подчеркивали, что привычки следует рассматривать как одно из важных средств воспитания. Не сформировав у ребенка необходимых привычек-помощников, трудно воспитать у него нужные формы поведения и свойства характера. Родители должны усвоить, что нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.