Варвара Красильникова
Слушание музыки — как уникальный вид деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Основная цель слушания музыки как вид деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел. Ведь без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем как разучить песню, танец, оркестровую пьесу их необходимо послушать.
Публикация «Слушание музыки — как уникальный вид деятельности» размещена в разделах
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. При слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей: - На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.
- В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.
- В средней группе появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. - В старших и подготовительных группах имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения. расширяется их словарный запас. Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства. Последовательное выполнение требований программы слушания музыки ведет к гармоничному музыкальному развитию дошкольника.
Хотела бы написать еще про методику организации слушания музыки. 1. Вступительное слово. Задачи:
• заинтересовать детей тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие;
• вступительное слово может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в редких случаях может даже отсутствовать;
• вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов, однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу; - содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной стороны произведения;
2. Слушание произведения :
• музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;
• в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
• необходимо, чтобы во время восприятия в музыкальном зале была полная тишина.
• Музыкальный руководитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.
3. Анализ и разбор прослушанного :
• сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;
• в ходе анализа-разбора музыкальный руководитель вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения.
• если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;
• следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
4. Повторное слушание :
• проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданием (рисование музыки, с музыкально-дидактическими играми.
5. Подведение итогов слушания : представляет собой ряд вопросов, от музыкального руководителя которые позволяют акцентировать основные понятия, введенные в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания.
В конце статьи с уверенностью могу сказать, что слушание музыки является важнейшим видом музыкальной деятельности, которое обеспечивает развитие всех основных музыкальных способностей детей.