Снежана Лобанова
Словообразование. Составление описательного рассказа по опорной схеме
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Словообразование. Составление описательного рассказа по опорной схеме.
Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме "Посуда"
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-Закреплять навык изменения имен существительных единственного числа;
-Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, падеже;
-Активизировать словарь по теме «Посуда»
Темочки:
-Учить образовывать существительные с суффиксами -ниц, - онк, -ёнк в значении ёмкости.
Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.
Коррекционно – развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;
- развивать творческие способности;
- развивать интонационную выразительность речи;
Коррекционно – воспитательные:
- Повышать речевую активность;
-воспитывать чувство взаимопомощи, учить взаимодействовать в коллективе;
-воспитывать бережное отношение к посуде.
Интеграция областей: «Физическое развитие» ,«Познавательное развитие» :
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи решаются в самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с педагогом.
Оборудование: картонные плоскостные фигурки посуды (на магнитах, у которой не хватает какой-либо детали; пластиковые чашки и мелкие наклейки для украшения из самоклеящейся бумаги, предметные картинки по теме, схема описательного рассказа, игрушечная посуда, рисунок с наложенными контурными изображениями посуды демонстрационный и раздаточные по кол-ву детей, письмо от Федоры, мяч, мольберт, передвижная доска, стол, большая кастрюля, мешочек, звукозапись.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Посуда»;
-Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами посуды;
-Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;
-Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
-Дидактические игры: «Что лишнее?», «Ласковые слова», «Скажи наоборот», «Из чего сделана посуда?», «Что где?», «Часть и целое".
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Логопед: Дети, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей! Поздоровайтесь! А если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто ещё к вам придет в гости. Хотите узнать?
Логопед загадывает загадку про кастрюлю.
Воду, овощи бери,
Суп и борщ во мне вари.
Я чистюля, не грязнуля,
Я же мамина. (Кастрюля)
Логопед: Верно. К вам в гости пришла Кастрюля – Хитруля. Она принесла письмо.
Читает:
«Здравствуйте, ребята! Ой, какое горе! - От меня убежала… то чем едят, то из чего едят, а еще убежала, то в чем варят».
Логопед: Ребята, что убежало?
(Дети отгадывают, называют: ложка, тарелка, кастрюля).
Логопед: Я, кажется, узнала того, кто написал это письмо, а вы?
Дети: Это бабушка Федора.
Логопед:- Из какой она сказки?
Дети: Из сказки «Федорино горе».
Логопед: Кто написал эту сказку?
Дети: Корней Чуковский.
Логопед: Федора просит помочь ей вернуть то, что от нее сбежало.
Ребята, помогите разобраться, что сбежало. Я что-то ничего не пойму.
Дети: Сбежала посуда.
Логопед: Все понятно.
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок;
Чистоты, порядка нету
И опять переполох!
Разбежалась вся посуда,
Обувь, мебель и белье,
И рыдает вновь Федора;
- Это ж было все мое!
Сковородок нет и блюдец,
Нет тарелок, а еда –
Фрукты, овощи, продукты,
Разбежались кто куда!
Логопед: Поможем Федоре?
Дети: Да, поможем.
2. Сообщение темы.
Логопед: Помочь-то мы ей поможем, а вдруг посуда снова сбежит. Надо что-то придумать, чтобы такого больше не случалось. Что же делать?
Ответы детей.
Логопед: Кастрюля – Хитруля, ты поможешь нам? Мы выполним твои задания, а ты поможешь и подскажешь нам, что мы должны рассказать Федоре о посуде.
Дети рассаживаются на стулья. Перед ними мольберт.
3.
---Первое задание Кастрюли. Игра "Без чего не бывает?"
На мольберте картинки: чашка без ручки, чайник без носика и т. д.
Логопед: А посуда – то разбита. Без чего кастрюля? …
Логопед: Предлагаю отремонтировать посуду
(Дети составляют целые картинки и говорят, например:
Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает кастрюли без … (крышки).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает кофейника без … (ручки).
Не бывает ножа без … (лезвия).и т. д.
Логопед: Молодцы!
---Второе задание Кастрюли. Игра «Расставь посуду».(Слоговой анализ слов).
На столе четыре подноса с изображением слоговых схем. Логопед предлагает детям достать из волшебного мешочка по одному предмету посуды. Просит назвать, разделить слово на слоги и поставить на нужный поднос по кол-ву слогов.
Дети произносят слова по слогам : Ско-во-ро-да и т. д.
---Третье задание. Игра «Что где лежит?». (Образование существительных при помощи суффиксов). На магнитной доске пары картинок с изображением продуктов и посуды.
Логопед: Для разных продуктов нужна разная посуда, я предлагаю вам найти подходящую посуду для продуктов и сказать что где лежит.
Для сахара нужна…
Для соли -…
Для масла -…
Для хлеба – …
Для сухарей -…
Для конфет - …
Для перца.
Для салата.
Для селедки -…
Для соуса.
Для супа.
Дети по одному составляют пары картинок и говорят предложения.
4. Физкультминутка
Логопед: Кастрюля-Хитруля предлагает нам поиграть.
(Сопровождение речи движениями по тексту)
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот, одна
Очень важный, как начальник. рука на поясе, другая изогнута,
как носик.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни — разобьются. «Стучат» кулачками.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх,
Голова на тонкой ножке сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос - делают большой круг.
Он посуду нам принес. Хлопают в ладоши.
Заходите в гости к нам машут руками на себя
Чай мы пьём здесь по утрам подносят чашки ко рту.
Мы вас чаем угостим руки вперёд ладошками вверх
А потом поговорим «мотор» руками
Очень дружно мы живем взяться за руки
И танцуем и поём!
---Четвертое задание. Игра "Из чего посуда?"(образование относительных прилагательных). Игра с мячом. Дети образуют круг. Логопед бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос. Ребенок, отвечая, возвращает мяч.
Логопед: Посуда бывает разная и сделана она из различных материалов. Давайте расскажем Федоре о том, из чего делают посуду?
Дети: из дерева, глины, чугуна, железа, пластика, фарфора, пластмассы, металла.
Посуда вернется к Федоре, если вы правильно скажете, какая она. Я буду бросать мяч, а вы возвращайте его и отвечайте :
- Стакан из стекла – стеклянный
- Ложка из дерева – деревянная
- Тарелка из глины – глиняная
- Кастрюля из железа – железная
- Чашка из фарфора – фарфоровая
- Тарелка из пластмассы – пластмассовая
- Сковорода из чугуна – чугунная
- Вилка из железа – железная
- Половник из металла - металлический.
Дети садятся.
--Пятое задание. Игра "Расскажи о посуде" (Составление описательного рассказа с опорой на схему). На доске схема.
-Что это?
- Какого цвета?
- Из какого материала эта посуда сделана?
- Из каких частей состоит?
- Какая это посуда по назначению?
Логопед: Нужно рассказать про посуду. Послушай Кастрюля – Хитруля наши рассказы по схеме – подсказке и передай их Федоре. Если она их запомнит, то посуда к ней вернется. Я расскажу один рассказ.
После образца, дети составляют рассказы (два-три ребенка, например:
Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
Логопед: Молодцы, хорошие рассказы получились.
--Шестое задание. Игра «Сосчитай» .(Согласование существительных с числительными).
На доске предметы посуды.
Логопед: Предлагаю посчитать 1-2-5!
Дети: одна чашка – две чашки – пять чашек;1 ложка – 2 ложки – 5 ложек; 1 чайник – 2 чайника – 5 чайников и т. д.
Логопед: Кто сосчитал, берите стульчики и присаживайтесь за столы.
5. Пальчиковая гимнастика
Моя ладошка - стол большой, (Погладить левую ладошку подушечками пальцев правой руки)
Стоит тут чайник расписной. (Растереть левую ладонь большим пальцем правой руки спиралевидными движениями по кругу)
А рядом чашки, блюдца, ножик, конфетница и пара ложек. (Растереть пальчики от подушечек к основанию на левой руке от большого до мизинца)
Всё к чаепитию готово, (Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки)
И ждём мы гостя дорогого! (Соединить последовательно все пальцы левой руки, начиная с указательного. с большим)
---Седьмое задание. Игра "Найди по контуру, обведи пальчиком и скажи ласково"(Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
Логопед: Федора не берегла и не жалела посуду, поэтому она от нее спряталась. Ребята, какую посуду мы видим на таком необычном рисунке? Обведите указательным пальчиком правой руки. Назовите посуду ласково.
Дети рассматривают, обводят и называют, что они видят.
Дети: Кастрюля- кастрюлечка.
чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.
6. Сюрпризный момент.
Логопед: Отлично справились со всеми заданиями Кастрюли-Хитрули. Теперь она расскажет все Федоре о посуде и посуда вернется к ней.
А я приглашаю вас на чай, но наши чашки белые, предлагаю украсить их разными картинками-наклейками и накрыть стол для чаепития.
На столах у детей подносы с чашкой и картинками-наклейками. Звучит музыка. Дети наклейками украшают свои чашки и ставят на стол, накрытый скатертью.
7. Итог
Логопед: Сегодня вы отлично потрудились – помогли Федоре. Чем мы сумели ей помочь? Что вам больше всего понравилось? С чем было трудно справляться?
Верно, вы рассказали Федоре о посуде и выполнили много сложных заданий! Сегодня были все молодцы и Кастрюля-Хитруля дарит вам книжку К. Чуковского "Федорино горе" и прощается с вами.