Ирина Носкова
Словесное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Словесное народное творчество во всём его жанровом многообразии (потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки) своим содержанием и формой наилучшим образом отвечает задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Через словесное народное творчество ребёнок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа. Произведения русского народного искусства через богатую тематику и содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Публикация «Словесное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию эффективную методику по приобщению детей дошкольного возраста к устному народному творчеству через применение сенсорно-тактильных вязаных и тканых игровых материалов томского автора-разработчика Татьяны Дмитриевны Фицнер (инновационная методика «ТАФИ»).
Представляю фольклорный материал с учётом возрастных возможностей детей. Работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в совместной деятельности с детьми, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.
Народный фольклор для детей 1,5-3 лет в детском саду
Фольклорные жанры для детей раннего возраста (потешки, пестушки, колыбельные песенки, загадки, короткие сказки)
Придёт киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
Используется тканевый игровой набор «Шифоновая радуга» (воспитатель
гладит ребёнка шифоновым платком по руке).
Народный фольклор для детей 3-4 лет в детском саду
Фольклорные жанры для детей младшей группы ДОУ (потешки, пестушки, загадки, считалки, короткие сказки)
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Используется игровой набор «Вязаная графика» (воспитатель выкладывает картину по тексту, а ребёнок «кормит» коровушку «травкой» и гладит ладошкой на слово «люблю»).
Народный фольклор для детей 4-5 лет
Фольклорные жанры для детей средней группы ДОУ (потешки, пестушки, заклички, загадки, считалки, пословицы, поговорки, сказки)
Заклички русского народа
Что за славный денёк!
Собирайся, народ,
В хоровод!
Станем кругом ходить
Да весну веселить.
Хоровод заведём,
Дружно все запоём:
«Здравствуй, здравствуй,
Весна-красна!»
Используется тканевый игровой набор «Шифоновая радуга» (дети водят
хоровод с шифоновыми полотнами в руках).
Народный фольклор для детей 5-6 лет в детском саду
Фольклорные жанры для детей старшей группы ДОУ (потешки, пестушки, заклички, загадки, считалки, пословицы, поговорки, сказки, былины, сказания)
Песенки русского народа
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал, лежит,
Никто к Ване не бежит.
Таня с Маней увидали —
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали.
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
— Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Используется тканевый игровой набор «Шифоновая радуга», «Напёрстки»,
«Палочки-игралочки" (игровые действия с пособиями проигрываются по
тексту).
Народный фольклор для детей 6-7 лет
Фольклорные жанры для детей подготовительной группы ДОУ (потешки, пестушки, заклички, загадки, считалки, пословицы, поговорки, сказки, былины, сказания)
Считалки
Катилася торба
С высокого горба;
В этой торбе
Хлеб, пшеница;
С кем ты хочешь,
С тем поделися.
Используется пособие «Мнушки»(дети передают мнушку по кругу друг другу и выбирают того, с кем готовы «поделиться»).
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Использование сенсорно-тактильных вязаных и тканых игровых материалов «ТАФИ» позволяет детям перевести сюжеты из произведений словесного народного творчества в детские игры. Проживая в игре жизнь героев фольклора, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Параллельно этому, легкий, мягкий, пластичный материал пособий «ТАФИ» даёт ребёнку приятные ощущения, что позволяет снять психологический барьер между большим и непознанным миром вещей и маленьким ребёнком, воспитать в нём доброе и доверительное отношение к окружающей действительности.
Хочется отметить, что представленные сенсорно-тактильные игровые пособия можно использовать в различных образовательных областях и видах деятельности дошкольников, так как они обладают такими характеристиками, как полифункциональность, открытость, комфортность.