Папки-передвижки

Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Елена Бышева
Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

МОРДОВСКИЙ БАЗОВЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ТЕХНОПАРК ИНСТИТУТА СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Публикация «Статья „Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

воспитатель МБДОУ

«Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

БЫШЕВА Е. В.

2014 год

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

БЫШЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село Лямбирь.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, инновационный режим, поликультурное воспитание дошкольников.

АННОТАЦИЯ. Статья способствует формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания.

INTERCULTURAL EDUCATION AS a MEANS of CREATING an TOLERANTNOSTI U CHILDREN UNDER SCHOOL AGE

BYEVA ELENA VYACHESLAVOVNA

MBDOU "kindergarten No. 3 Lyambirsky combined form" Republic of Mordovia, Lyambirsky district, Lmbir village.

KEY WORDS : tolerance, innovation, intercultural education of pre-school children.

ANNOTATION. Article promotes tolerance among children of pre-school age through multicultural education.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.

Передо мной, педагогом дошкольного образовательного учреждения, стоит задача сделать все, зависящее от меня, чтобы окружающий мир не стал враждебным для всех и каждого ребенка в отдельности.

Наш детский сад на протяжении многих лет работает в инновационном режиме муниципальной экспериментальной площадки по поликультурному воспитанию дошкольников в рамках соприкосновения трех мировых культур: славянской, тюркской, финно-угорской. За эти годы в ДОУ организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности.

В моей группе вместе воспитываются дети разных национальностей – русские, татары, мордва. Я стараюсь сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто живет вместе.

Работая над темой поликультурного воспитания детей дошкольного возраста как средства воспитания у них толерантности, я поставила перед собой следующие задачи:

- помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде;

- воспитать у детей дошкольного возраста основы толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, проведении всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотеки, мини-музея. А также – это огромная каждодневная работа всех педагогов нашего детского сада.

Ценной считаю попытку значительно расширять, конкретизировать и систематизировать знания детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, быте. Для формирования у детей интернациональных чувств использую в своей работе разные средства, формы и методы работы :

- беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов;

- занятия по ознакомлению с культурой и традициями людей разных национальностей;

- знакомство с фольклором русского, татарского и мордовского народов;

- наблюдения, опыты, экспериментирование;

- целевые прогулки, экскурсии в мини-музей;

- доброжелательное общение с детьми разных национальностей.

Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе на основе позитивного сотрудничества регулярно провожу с детьми разнообразные игры, например:

*Упражнение “Мы похожи!” (создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы)

*Упражнение “Цветок моей толерантности” (повышение самооценки, развитие доверия в группе)

*Упражнение “Аплодисменты” (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы)

*Упражнение “Комплименты” (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы) и другие.

Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях. Они дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Верю, что детские навыки общения мои воспитанники перенесут во взрослую жизнь.

Литература

1. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

Публикации по теме:

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 19:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бышева (УИ 6711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД