Елена Бышева
Статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
МОРДОВСКИЙ БАЗОВЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ»
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ТЕХНОПАРК ИНСТИТУТА СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Публикация «Статья „Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
воспитатель МБДОУ
«Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
БЫШЕВА Е. В.
2014 год
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
БЫШЕВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район, село Лямбирь.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, инновационный режим, поликультурное воспитание дошкольников.
АННОТАЦИЯ. Статья способствует формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания.
INTERCULTURAL EDUCATION AS a MEANS of CREATING an TOLERANTNOSTI U CHILDREN UNDER SCHOOL AGE
BYEVA ELENA VYACHESLAVOVNA
MBDOU "kindergarten No. 3 Lyambirsky combined form" Republic of Mordovia, Lyambirsky district, Lmbir village.
KEY WORDS : tolerance, innovation, intercultural education of pre-school children.
ANNOTATION. Article promotes tolerance among children of pre-school age through multicultural education.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. «Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.
Передо мной, педагогом дошкольного образовательного учреждения, стоит задача сделать все, зависящее от меня, чтобы окружающий мир не стал враждебным для всех и каждого ребенка в отдельности.
Наш детский сад на протяжении многих лет работает в инновационном режиме муниципальной экспериментальной площадки по поликультурному воспитанию дошкольников в рамках соприкосновения трех мировых культур: славянской, тюркской, финно-угорской. За эти годы в ДОУ организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности.
В моей группе вместе воспитываются дети разных национальностей – русские, татары, мордва. Я стараюсь сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто живет вместе.
Работая над темой поликультурного воспитания детей дошкольного возраста как средства воспитания у них толерантности, я поставила перед собой следующие задачи:
- помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде;
- воспитать у детей дошкольного возраста основы толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, проведении всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотеки, мини-музея. А также – это огромная каждодневная работа всех педагогов нашего детского сада.
Ценной считаю попытку значительно расширять, конкретизировать и систематизировать знания детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, быте. Для формирования у детей интернациональных чувств использую в своей работе разные средства, формы и методы работы :
- беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов;
- занятия по ознакомлению с культурой и традициями людей разных национальностей;
- знакомство с фольклором русского, татарского и мордовского народов;
- наблюдения, опыты, экспериментирование;
- целевые прогулки, экскурсии в мини-музей;
- доброжелательное общение с детьми разных национальностей.
Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе на основе позитивного сотрудничества регулярно провожу с детьми разнообразные игры, например:
*Упражнение “Мы похожи!” (создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы)
*Упражнение “Цветок моей толерантности” (повышение самооценки, развитие доверия в группе)
*Упражнение “Аплодисменты” (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы)
*Упражнение “Комплименты” (повышение настроения и самооценки, активизация участников группы) и другие.
Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно, дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выраженной агрессии в детских отношениях. Они дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности. Верю, что детские навыки общения мои воспитанники перенесут во взрослую жизнь.
Литература
1. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М. : “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.