Елена Телешова
Скороговорки для улучшения речи детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорки для улучшения речи детей с нарушениями речи
Главная цель скороговорок – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения сложных звуков, а также развития дикции. Основной целью скороговорок является выработка нормативного произношения путём многократного повторения звуков сложных в артикуляции.
Публикация «Скороговорки для улучшения речи детей с нарушениями речи» размещена в разделах
Скороговорки созданы людьми для улучшения чёткости речи, и стоит отметить, что они несут огромную пользу. Скороговорки могут помочь в ежедневных занятиях по коррекции звукопроизношения, а также для улучшения дикции и исправления речи.
Детям очень нравятся скороговорки, поэтому их можно использовать в работе. Произносить скороговорки можно в быстром, умеренном и медленном темпе. Чтобы речь и дикция улучшались, обязательно нужно контролировать четкость произношения каждого звука. А те скороговорки, которые вызывают затруднение в звукопроизношении, необходимо выговаривать чаще.
Этапы работы над скороговорками :
1 этап. Пробуем произнести скороговорку чётко и медленно. Наша основная цель — заучить скороговорку правильно. Заостряем внимание на произношение всех звуков: согласных и гласных. На этом этапе, стараемся, не делать ошибки и произносить все слова и звуки максимально правильно.
2 этап. После того, как вы научились произносить скороговорку правильно в медленном темпе, учимся делать это без звуков. Т. е. на этом этапе работает только артикуляционный аппарат. Без участия голоса.
3 этап. Переходим к шепотной речи. Необходимо произнести скороговорку шепотом так, чтобы человек, сидящий рядом, должен вас понять.
4 этап. Чётко произносим скороговорку вслух.
5 этап. Произносим скороговорки с разной интонацией : утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Подобные фонетические упражнения необходимо выполнять два раза в неделю на групповых и индивидуальных занятиях по развитию звукопроизношения.
При использовании скороговорок на занятиях необходимо помнить:
Все скороговорки в начале необходимо отрабатывать в медленном темпе.
Для преодоления речевого негативизма в работе с детьми скороговорки можно произносить хором.
Логопед при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки правильно в быстром темпе.
Для того, чтобы речь и дикция развивались быстрее, скороговорки время от времени нужно повторять.
Игры со скороговорками помогут разнообразить занятия по коррекции звукопроизношения, повысят интерес детей к занятиям. Помогут повысить эффективность работы правильным звукопроизношением. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи. При помощи скороговорок можно увеличить словарный запас детей, улучшить их мыслительные процессы.
Небольшая подборка скороговорок :
Бу-бу-бу — ворон на дубу.
Бе-бе-бе — песня о тебе.
Ба-ба-ба — балалайка завела.
Би-би-би — были голуби.
Белые бараны били в барабаны.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран-буян залез в бурьян.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Ва-ва-ва — высокая трава.
Вы-вы-вы — выше головы.
Во-во-во — вокруг всё расцвело.
Ву-ву-ву — васильков нарву.
Га-га-га — во поле стога.
Го-го-го — Гоше нелегко.
Гу-гу-гу — бегу, как могу.
Га-га-га — зелёные луга.
Ду-ду-ду — с песенкой иду.
Да-да-да — большие города.
Ди-ди-ди — хоровод води.
До-до-до — взяли ноту «до».
Ромка-рёва у ворот
Три часа ревмя ревёт.
- Почему ревмя ревёт?
- Мурка спёрла бутерброд.
Стоит гора.
В горе нора.
В норе зверёк.
Зовут - сурок.
Шёлком Шурша,
Прошагала Шарлотта.
Слишком Шарлотта
Шикарная что-то!
К арбузу на грядку
Пришёл карапуз.
Крупней карапуза
Огромный арбуз.
В горах - гора, в горе - дыра.
От той дыры в горе нора.
В норе огромной той горы
Прижились крошки-комары.
В огороде три ужа
Утром встретили ежа.
Страшно стало трем ужам
Расползлись по сторонам.
В кувшин шмыгнула крошка-мышь -
Шурша в кувшине ест кишмиш.
На опушке, у избушки,
Разыгрались три подружки.
Трем подружкам на опушке
Распевали три пичужки.
Используйте скороговорки в своей работе и вы обязательно увидите изменения в развитии речи детей.
Желаю успехов!