Галина Ткачук
Консультация для родителей «Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике детей».
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания. У большинства детей отмечается нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматически правильной речи является игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В игровой форме учебный материал усваивается и запоминается легче. Играть в игры весело и занимательно. Несформированность грамматического строя речи детей проявляется в неправильном употреблении существительных:
Публикация «Консультация для родителей „Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике детей“,» размещена в разделах
родительного падежа с предлогами - из, около, возле, из-за, из-под; винительного падежа с предлогом – через. дательного падежа с предлогами- к, по. предложного падежа с предлогами- о, в, на.
Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и является орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а значит и изменяет действие с предметом.
Игра «Скажи наоборот».
Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
«Мальчик положил самолет в ящик» - «Мальчик вынул самолет из ящика». «Девочка налила воду в графин». … «Мама положила яблоки на стол». … «Машина подъехала к дому». … «Дедушка подошел к забору». …
Игра «Веселое путешествие».
Читается предложение без предлога, детям предлагается вставить «маленькое слово» - предлог и повторить всё предложение. Например:
Мама садится … машину. Коля летит … самолете. Саша любит ездить … велосипеде. Автобус едет … дороге.
Игра «Исправь ошибки». Взрослый: один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как прочитал: -Дед в печи, дрова на печи. Правильно? Как надо сказать? … -На столе сапожки, под столом лепешки. -Овечка в речке, караси у печки. -Под столом портрет, над столом табурет.
Игра «Еда для животных».
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже. Например: Медведь мечтает (о рыбе). Кошка мечтает (о молоке). Собака мечтает (о косточке).
Игра с мячом «Добавь слова». Взрослый называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Он ловит и заканчивает предложение, используя слова: справа, слева, впереди, позади. Например: Полка с книгами висит… Стол стоит…
Кукла лежит… Лампа висит…
Дверь находится…
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже. Мальчик идет (с папой). Девочка бежит (с шарами). Дети играют (с собакой). Кот играет (с клубком).
Игра «Поезд» На столе лежит макет поезда. Взрослый: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне – вещи, про которые можно составить предложение с предлогом «в»; во втором вагоне – с предлогом «на»; в третьем вагоне - с предлогом «под».
Взрослый показывает картинку, дети составляют предложение и помещают в один из вагонов. Например: «Мяч лежит под стулом». (в 3 вагон)
«Цветы стоят в вазе». (в 1 вагон).
«Девочка сидит на стуле». (во 2 вагон)
Игра «Сказка» Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Например: Пятачок пришел в гости к … Старик пришел к … Принц торопится к …
Целью игр является: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.