Любовь Иконникова
Логопедический тренинг «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
познакомить педагогов с методами, приёмами и формами педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, артикуляционные карточки, презентация «Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения у дошкольников», подборка тематических буклетов и книг.
Ход :
1. Вводная часть:
Публикация «Логопедический тренинг „Артикуляционная гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Объявление темы логопедического тренинга.
2. Знакомство педагогов с целью логопедического тренинга.
2. Основная часть:
1) Роль артикуляционной гимнастики в общем развитии
речи ребенка.
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.
И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители, и воспитатели, и учителя.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, щеки.
2) Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений.
• Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
• Динамические упражнения (ритмические повторения движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
• Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закрепились.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Организация работы.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Дети должны хорошо видеть лицо воспитателя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
• Воспитатель должен находиться напротив детей лицом к ним. Перед детьми стоят индивидуальные зеркала для самоконтроля.
• Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение.
• Упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполнения движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести его к отказу выполнять упражнение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язычок уже научился быть широким…», подбодрите его и успокойте, что со временем все получится.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.
Для красочного и забавного оформления занятия используются презентации, картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение сказочных и стихотворных текстов.
3. Практическая часть:
1)Выполнение артикуляционных упражнений с педагогами.
2) Знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями.
3)Выполнение педагогами комплекса артикуляционных упражнений.
4. Релаксация.