Наталья Груничева
Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитании у него уважения, гордости за землю, на которой он живёт, говорилось ещё в Древней Греции около 400 лет до н. э философом Платоном: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Публикация «Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
Почему же тема патриотического воспитания стала так актуальна в последнее время?
Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние 20 лет в стране произошли большие перемены. В данный момент материальные ценности всё больше доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину.
Актуальность работы обусловлена тем, что в современной практике патриотического воспитания дошкольников в ДОУ существует ряд проблем:
• Недостаток методических пособий и рекомендаций по патриотическому воспитанию, позволяющих планомерно и систематически решать задачи патриотического воспитания через ознакомление с родным городом;
• Недостаточное количество материала в детском саду (наглядный и иллюстративный материал, дидактические и развивающие игры);
• Отсутствие у детей знания истории родного города.
Решение этих проблем привели к необходимости разработать для воспитателей систему педагогических мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленную на поиск подходов в организации и содержании патриотического воспитания краеведческой деятельности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о своём городе, приобщение к миру его культуры, героическому прошлому. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей «малой Родине» – месту, где родился человек. Поэтому целью этой работы явилось формирование у дошкольников системных знаний по истории Нижнего Новгорода.
Чтобы реализовать эту цель были поставлены следующие задачи:
• Формировать представление о Нижнем Новгороде на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, детский сад, улицы города)
• Знакомить с географическим расположением города, его достопримечательностями.
• Формировать интерес каждого дошкольника к истории родного города.
• Воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.
Предполагаемый результат:
• - усвоить первичные представления об истории Нижнего Новгорода;
• - воспитать патриотическое чувство, чувство гордости за «малую Родину»;
• - знать достопримечательности города, название улиц, памятники, его отличительные символы.
В основу работы воспитателей легли следующие принципы:
1. Принцип историзма.
Реализация его путём сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни).
2. Принцип гуманизации.
Ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации.
Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста.
4. Принцип интегративности.
Реализация принципа в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, школой-искусств, общеобразовательной школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Нижнего Новгорода сочетаем разные виды деятельности.
5. Принцип наглядности.
Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с историей Нижнего Новгорода очень мало. Для того чтобы донести информацию до детей интересно и доступно, изготовили ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала, соблюдая требования к культуре показа и к оформлению наглядности.
Пазлы с символами города
Игра «Колесо истории»
6. Принцип развивающего обучения.
Используются в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараясь воспитывать творческую личность, умеющую решать нестандартные ситуации.
Для реализации поставленных задач, были определены этапы работы.
Составлены перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным городом для всех возрастных групп. Затем воспитателям было предложено провести диагностику по выявлению знаний дошкольников о родном городе и анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний об истории Нижнего Новгорода.
На следующем этапе работы были определены различные формы организации по ознакомлению детей с родным городом.
1. Занятия: «Кремль – символ города», «Город древний – город славный», «400 – лет народному ополчению». Опыт наблюдений показал, что одним из основных методов при ознакомлении с родным городом, особенно его историей и достопримечательностями является рассказ взрослого. При этом рассказ обязательно сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, схемами. В процессе рассказа необходимо обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание. Например: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Кого мы называем предками?»
2. Эффективной формой организации детской деятельности является беседы: о городе, семье, России, о героях Великой Отечественной войны.
3. Дидактические и развивающие игры. Используем, прежде всего, в повседневной жизни, как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания: «Раньше и сейчас», «Расскажи про свой город», которые способствуют тому, чтобы дети глубже знакомились с достопримечательностями города, его историей. «Сложи из частей целую картинку», «Пазлы».
4. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу»,
«Автобус».
5. Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих объектов: «Улица Советского района»,
«Кремль».
6. Экскурсии. Основное значение экскурсий заключается в том,
что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об истории нашего города, его достопримечательностях.
7. Чтение познавательной литературы (о родном городе).
9. Развлечения. Здесь дети приобретают чувственный опыт через музыку, танцы и тематические игры.
Задачи по формированию представлений о Нижнем Новгороде, воспитанию патриотических чувств осуществлялось и в социокультурном пространстве.
Так дети посещали совместно с родителями театры, библиотеки, школу-искусств, детские центры, музеи.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
Представления о «малой Родине» успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»);
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность, и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются альбомы о родном городе, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях и прочее).
Для реализации системы ознакомления с родным городом проводится работа с воспитателями по правильной организации развивающей предметной среды. Важно обеспечить детям «зону ближайшего развития». Поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, рассматривания, беседы, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных с взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают любознательность. Развивающая предметная среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию: наборы фотографий города, символы города (герб, флаг, альбомы, аудиозаписи с песнями о городе, библиотека, выставки рисунков.
Важным условием работы по ознакомлению детей с историй Нижнего Новгорода и патриотическим воспитанием является тесная связь с родителями. Эта работа по-прежнему актуальна и трудна. Она требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Воспитателям предлагаются следующие формы работы с родителями :
• Семейные экскурсии по памятным местам города
• Конференция на тему: «Жизнь семьи в истории города»
• Мини-исследования истории города
• Консультативная работа
• Праздники, развлечения и досуги
• Оформление тематических фотовыставок
• Участие в выставках творческих работ, рисунков
На заключительном этапе: проведение итоговой диагностики и анкетирование родителей.
В своей работе с педагогами наиболее эффективны следующие формы методической работы :
• Семинары: «Проектная деятельность в детском саду», «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания»;
• Консультации по теме: «Нижегородский край» для повышения общекультурного уровня педагогов;
• Мастер-классы, подготовленные в течение года различными педагогами по темам: «Я – гражданин России», «Нижегородские промыслы»;
• Педагогический совет по теме: «Формирование основ духовно-нравственного развития личности дошкольника» (с учётом возрастных особенностей);
• Постоянно обновляющаяся выставка в методическом кабинете: «400 лет народному ополчению», «Нижегородская старина»;
• Создание пополняющейся библиотеки духовного чтения для воспитателей (книги по нравственно-патриотическому воспитанию);
• Метод проектной деятельности: «Исторические прогулки по Нижнему Новгороду». Опыт работы показал, что этот метод является самым эффективным по формированию у дошкольников системных знаний по истории Нижнего Новгорода и воспитанию гражданско-патриотических чувств.
Известно, что у каждого человека на всю жизнь запечатлеваются самые яркие воспоминания детства. Чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нём, истоками патриотических чувств, необходимо самим взрослым (воспитателям и родителям) обладать этими чувствами и с любовью, искренностью, эмоциональностью передавать их детям.