Приложение МААМ

Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Наталья Касаткина
Сказкотерапия в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

В детстве мы все обожали слушать сказки, в зависимости от настроения представляли себя различными сказочными героями. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Публикация «Сказкотерапия в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - анологей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работу со сказкой строю следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Старшие дошкольники уже привыкли к тому, что они могут высказывать любое свое мнение, т. е. все,что они говорят, не осуждается. Каждый имеет права на свою точку зрения.

2) рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;

3) проигрывание сказки в ролях. Здесь стараюсь роль сценариста отдавать самому ребенку, тогда проблемные моменты, как правило, обязательно проигрываются.

4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

5) Групповое придумывание сказок. К сожалению, нашим детям дается это не очень легко.

Структура занятия:

1. Ритуал «входа» в сказку (создаю настрой на совместную работу);

2. Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);

3. Расширение (рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки и пр.);

4. Закрепление (обсуждаем и анализируем с детьми прочитанное);

5. Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать);

6. Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся);

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Сказкотерапия отлично подходит для старших дошкольников. Взависи мости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями,сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно—нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.

В своей работе использую элементы сказкотерапии практически на каждом занятии, независимо от того, индивидуальное оно или подгрупповое.

Занимаясь с ребенком, всегда спрашиваю о его любимой сказке, какую он чаще всего просит прочитать. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Еще и еще раз проговаривая, проигрывая с ребенком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребенка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок : художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медиативные сказки.

Я в основном использую художественные авторские сказки. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия провожу в кругу на ковре, в спокойной обстановке.

Через восприятия сказочного мира ребенок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе педагога-психолога МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» Соловьевой.

ИКТ в работе педагога-психолога Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) уже давно внедрились в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Календарное планирование в работе педагога-психолога ДОУ Календарное планирование педагога-психолога МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Бикуловой Т. В. 2016-2017г. (ежедневное) Дата Сентябрь.

Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

Мастер-класс «Правополушарное рисование в работе педагога-психолога» Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ. В мастер-классе использованы арт-терапевтические методы в развитии правого полушария. Цель: Развитие.

Метафорические карты «Роботы» в работе педагога — психолога Статья: «Использование метафорических карт «Роботы» в работе педагога-психолога»». Составитель: Костюк Людмила Николаевна, педагог-психолог.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Разработка системы хранения и обработки информации в работе педагога-психолога В профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения компьютер стал неотъемлемым инструментом работы. Уже сложно.

Сказкотерапия — один из методов работы педагога-психолога. Сказкотерапия- один из методов работы педагога-психолога Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе педагога-психолога
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 14:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Касаткина (УИ 533291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД