Татьяна Николаевна Гуркова
Сказкотерапия — один из методов работы педагога-психолога.
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия- один из методов работы педагога-психолога
Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров.
Сказочные сюжеты, по мнению К. Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Независимо от того, признают или не признают люди эти конфликты, их действия от этого не уменьшаются. Сказка же в этом случае - способ вывода противоречия изнутри во внешний мир - предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство.
Публикация «Сказкотерапия — один из методов работы педагога-психолога,» размещена в разделах
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. Общие закономерности работы со сказками представлены Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой и другими авторами. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Занятия с использованием сказкотерапии в детском саду связана с реализацией нескольких функций:
Диагностическая функция сказки помогает определить поведение ребенка в различных ситуациях. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых. Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка, помогает взрослому понять особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности: например, обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обоянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам, агрессии.
Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.
Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чему-либо.
Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.
В своей работе использую элементы сказкотерапии практически на каждом занятии, независимо от того, индивидуальное оно или подгрупповое.
Занимаясь с ребенком, всегда спрашиваю о его любимой сказке, какую он чаще всего просит прочитать. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Еще и еще раз проговаривая, проигрывая с ребенком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребенка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
На занятиях использую разные виды сказок : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные, дидактические сказки. Обучающий материал, помещенный в волшебную, сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность повышает мотивацию познавательной деятельности, является стимулом для выполнения заданийЧасто предлагаю сочинить самостоятельно, например, в процессе игры с песком. Сочинение сказки ребенком и для ребенка – это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
В детстве мы все обожали слушать сказки, в зависимости от настроения представляли себя различными сказочными героями. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают детям сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Дети часто испытывают проблемы, просят помощи у взрослых( «…со мной никто не играет»). И здесь на помощь может прийти сказка, только ориентированная на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок. Также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями в жизни. Важную роль здесь играет воображение.
В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии его развития.
Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением.
Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
При подборе сказок придерживаюсь принципа – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста.
Работу со сказкой строю следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Старшие дошкольники уже привыкли к тому, что они могут высказывать любое свое мнение, т. е. все,что они говорят, не осуждается. Каждый имеет права на свою точку зрения.
2) рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;
3) проигрывание сказки в ролях. Здесь стараюсь роль сценариста отдавать самому ребенку, тогда проблемные моменты, как правило, обязательно проигрываются.
4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;
5). Групповое придумывание сказок. К сожалению, нашим детям дается это не очень легко.
Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально, что способствует эмоционально-личностному развитию ребенка.
Некоторые сказки принципиально не обсуждаются, а только проигрываются.
Идентификация ребёнка с героями сказки помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями).
2. Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Через восприятия сказочного мира ребенок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии – СПб. : “Речь”, 2006.
2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия : развиваемся играя/ О. Н. Капшук –Изд. 2-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – (Школа развития).
3. Миляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. “Сказкотерапия в ДОУ и семье”-М. :ТЦ Сфера, 2010.– (Библиотека Воспитателя) (6).
4. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с “особым” ребенком. – СПб. : Речь, 2006.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М. : “Просвещение”, 2003.