Дина Фомина
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
Описание: Представление виртуального проекта организации курсов подготовки в области сказкотерапии для курсов повышение квалификации.
Определение:
Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
Историческая справка:
Публикация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Г. Азовцев, И. Вачков, Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. Соколов, А. Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.
Функции сказкотерапии:
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Психолог проводит анализ сочиненной ребенком сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух или не осознает.
В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Коррекционная функция сказкотерапии:
Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказкотерапевт может по-разному строить работу со сказкой:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание ребенком сказки;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Цель проекта: Организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого»
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Сказкотерапия может эффективно применяться для диагностики и коррекции, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей является эффективным и актуальным направлением.
Т. О. организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии является полезной и актуальной как для специалистов, так и для родителей.
Описание:
Проект представляет собой план создания курсов по обучению приемам сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, (в т. ч. могут выступать как курсы повышения квалификации).
Данные обучающие курсы предназначены для родителей (детей с ОВЗ и нормальным развитием, специалистов сферы образования, психологии, социальной, психологической поддержки (педагогов, психологов, дефектологов, методистов, психологов, социальных работников, воспитателей, логопедов, операторов-консультантов «Телефона доверия» и д. р., персональных помощников (ПП).
Курсы представляют собой предоставление базовой подготовки в области сказкотерапии. В конце обучения организуется экзаменационная часть, которая представляет собой демонстрацию освоенных практических ЗУН.
По окончании курсов выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.
Проект содержит теоретическую информацию о сказкотерапии и представляет практическую пользу для начинающих ПП.
Ожидаемые результаты:
Создание курсов по организации обучению базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого».
Предоставление желающим возможности приобретения практических навыков по использованию приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях.
Предоставление желающим возможности повышения квалификации.
Подготовка ПП, способных использовать приемы сказкотерапии в своей деятельности.
Перспективы развития:
Распространение информации об организации курсов, для привлечения большего числа желающих обучаться приемам сказкотерапии.
Создание сайта с предоставлением всей необходимой информации.
Организация массовых мероприятий.
Привлечение различных организаций, потенциально заинтересованных в проблематике и актуальности проекта (ВУЗы педагогические, психологические, ДОУ, организации сферы социальной, психологической поддержки, общественные организации, чтобы привлекать их к обучению и организовывать курсы на базе этих организаций.
Привлечение специалистов из других психологических центров, других городов, стран.
Организация отдельных занятий курсов «по обмену» (на базе различных учреждений, предоставляющих подобные образовательные услуги, непосредственно применяющих данное направление, на базе филиалов в других городах и странах).
Организация обучающих курсов по другим направлениям психологической работы (арт-терапия, анимало-терапия, песочная терапия и т. п.).